Об итогах проведения вебинаров

18.10.2014 г.

alt 16 октября 2014 года  Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проведены 2 вебинара, посвященных актуальным вопросам реализации третьего этапа введения курса ОРКСЭ в образовательных организациях РФ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). 

В вебинарах приняло участие более  400  человек из  23 субъектов Дальневосточного, Сибирского и Уральского федеральных округов, более 800 человек из 55 субъектов Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. 



Задачи вебинаров  - выявление и анализ:
  • типовых проблем при реализации третьего этапа курса ОРКСЭ;
  • ключевых особенностей методики преподавания;
  • существующих практик реализации курса;
  • специфики организации повышения квалификации работников сферы образования
Участники вебинаров :
  •  члены Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • члены методического объединения по комплексному учебному курсу;
  • авторы и разработчики методических рекомендаций, пособий, программ по курсу ОРКСЭ;
  • специалисты органов управления образованием различных уровней;
  • специалисты и преподаватели региональных учреждений дополнительного профессионального образования;
  • учителя образовательных организаций.

Программы вебинаров были сформированы на основе вопросов, поступивших в АПКиППРО в ходе подготовки (более 100 вопросов).

В ходе вебинаров в выступлениях представителей Межведомственного координационного совета, представителей АПКиППРО, региональных специалистов и учителей – практиков были затронуты следующие вопросы:
  • место курса ОРКСЭ в Базисном учебном плане начальной школы;
  • механизмы выбора модуля ОРКСЭ родителями (законными представителями) обучающихся 4-х классов и комплектация групп обучающихся по модулям;
  • учебно-методическое обеспечение преподавания курса ОРКСЭ;
  • особенности предметного содержания и аксиологические основы курса ОРКСЭ;
  • специфика методики преподавания курса ОРКСЭ;
  • подходы к оценке образовательных достижений обучающихся по курсу ОРКСЭ.

alt Ермакова Светлана Даниловна , начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России познакомила участников с целями и задачами комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» при реализации третьего этапа в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Об актуальных проблемах преподавания комплексного курса ОРКСЭ рассказал Гогиберидзе Георгий Меджидович, профессор Московского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, председатель методического объединения по комплексному учебному курсу для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»
Вопросу специфики организации повышения квалификации работников сферы образования было посвящено выступление Малеванва Евгения Юрьевича, ректора ФГАОУ АПКиППРО.
Участники вебинаров оценили работу как содержательную и полезную, отметили актуальность прозвучавших выступлений, их практическую направленность и высказали ряд пожеланий по организации подобных мероприятий в будущем.

Анализ вопросов, поступивших в процессе подготовки и во время проведения вебинаров, позволяет обозначить следующий круг проблем, возникающих у участников образовательного процесса на третьем этапе введения в школах РФ комплексного учебного курса ОРКСЭ:
1.  Несмотря на то, что курс ОРКСЭ уже третий год введен во всех образовательных организациях РФ, существует ряд проблем, связанных с его местом в учебном плане, количеством часов, отводимых на уроки ОРКСЭ, и даже с названием курса – «Основы духовно-нравственной культуры народов России» или «Основы мировых религиозных культур и светской этики». В ряде регионов и образовательных организаций курс преподается в объеме 1 часа во 2-м полугодии 4-го класса и 1-м полугодии 5-го класса, что противоречит указаниям документов, регулирующих введение курса ОРКСЭ.
Также по-прежнему возникают вопросы, касающиеся организации обучения по нескольким модулям в рамках одного образовательного учреждения, комплектования групп учащихся, оплаты часов работы педагогов, правил записи этих часов в журнал, отметки о прохождении курса в личном деле учащихся и аттестате об окончании начальной школы.
2.  Всех участников образовательного процесса, связанных с введением курса ОРКСЭ, крайне волнует вопрос о перспективах продолжения этого курса или аналогичных ему в основной и старшей школе. На сегодняшний день в этом вопросе нет никакой ясности, что может привести к нежелательным последствиям, если региональные и муниципальные органы управления образованием и школьная администрация будут действовать в этом направлении на свое усмотрение.
3.  Многие учителя ОРКСЭ, а также администрация школ, ответственная за выбор учебно-методического комплекта для обеспечения преподавания ОРКСЭ, недостаточно владеют информацией о существующих на сегодняшний день УМК, о том, какие издания включены в Федеральный перечень учебников, и о том, чем образовательная организация должна руководствоваться при выборе УМК. Очень много вопросов было посвящено комплектации УМК, наличию в их составе методических рекомендаций для учителя, рабочих тетрадей, электронных пособий и др.
4.  На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой значительная часть учителей (особенно учителей младших классов), прошедших в 2010 – 2013 годах фундаментальную подготовку к преподаванию курса ОРКСЭ, по различным причинам не преподают этот курс в текущем учебном году и, возможно, не вернутся к его преподаванию в ближайшие годы. В текущем учебном году в ряде регионов к преподаванию ОРКСЭ приступили педагоги, не получившие достаточной подготовки, чем и объясняется ряд вопросов и проблем, которые, казалось, уже были решены за прошедшие три года, и, разумеется, негативно влияет на эффективность преподавания ОРКСЭ и его результативность. То есть вопрос о подготовке кадров для преподавания ОРКСЭ нельзя снимать с контроля на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
В то же время учителя, прошедшие подготовку для преподавания курса ОРКСЭ, высказывают потребность в продолжении повышения квалификации в этой области, мотивируя это потребностью в освоении нового материала, осмыслении накопленного опыта и получении ответов на вопросы, появившиеся в процессе работы.
Поднимали участники вебинара и вопрос о качестве курсовой подготовки на базе различных учреждений повышения квалификации, не всегда уровень проведения и содержание курсов удовлетворяют слушателей.
5.  Множество вопросов и дискуссий возникало у участников вебинара по поводу безотметочной системы оценивания результатов освоения курса ОРКСЭ. Думается, что эти вопросы, а также вопросы, связанные с дидактическими принципами, на которых построен курс, и методикой его преподавания, должны обсуждаться на методических объединениях учителей ОРКСЭ с опорой на нормативные документы и методические рекомендации федерального уровня. Отсюда вытекает вопрос об эффективности работы методических объединений на местах, а зачастую – об их формальном наличии или отсутствии в некоторых регионах.
6.  На вебинаре поднимался вопрос о сложностях введения курса ОРКСЭ в коррекционных образовательных организациях и классах, об обеспеченности их специально созданными, адаптированными УМК и методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного процесса в классах и школах разных типов коррекции.

Также участниками вебинаров обсуждался вопрос о том, кто должен преподавать ОРКСЭ – учителя-предметники или учителя начальных классов. Думается, что в этом вопросе невозможно найти окончательно правильного ответа, т.к. практика показывает, что и те, и другие могут быть одинаково успешны или неуспешны в этой деятельности. При выборе преподавателя ОРКСЭ администрация школы и методисты должны руководствоваться рядом показателей, таких как: общая квалификация педагога, наличие специализированной подготовки для преподавания ОРКСЭ; владение методиками преподавания в начальной школе, понимание специфики методики преподавания ОРКСЭ, контакт с классом и другие.

Многие участники вебинаров делились с коллегами своим опытом в области преподавания ОРКСЭ, что свидетельствует о накоплении в практике преподавания этого предмета достаточного количества методических наработок, которые могут быть интересны и востребованы на региональном и федеральном уровне.

Все вышеизложенное позволяет внести ряд предложений по усовершенствованию введения курса ОРСКЭ в образовательных организациях РФ:
1.  Разработка инструктивного письма, в котором еще раз будет разъяснено место курса в учебном плане школы и определено количество часов на его изучение.
2.  Разработка инструктивного письма, которое бы прояснило вопрос о перспективах продолжения курса ОРКСЭ или аналогичных ему в основной и старшей школе и содержало бы рекомендации по содержанию и организации возможных вариантов работы в этом направлении.
3.  Разработка на региональном и федеральном уровнях рекомендаций, касающихся организации обучения по нескольким модулям в рамках одного образовательного учреждения, комплектования групп учащихся, оплаты часов работы педагогов, правил записи этих часов в журнал, проставления отметки о прохождении курса в личном деле учащихся и аттестате об окончании начальной школы.
4.  Анализ и описание опыта учителей ОРКСЭ, который может быть востребован на региональном и федеральном уровне. Создание в регионах и на федеральном уровне системы отбора, хранения и распространения наиболее интересного и эффективного опыта в области преподавания ОРКСЭ.
5.  Разработка различных вариантов инструментария для оценки эффективности преподавания курса ОРКСЭ в области образования, воспитания и социализации учащихся.
6.  Разработка и внедрение системы мер по информированию методистов, администрации, учителей и родителей о существующем на федеральном уровне учебно-методическом обеспечении и поддержке изучения курса ОРКСЭ.
7.  Организация и проведение курсов повышения квалификации для учителей, не прошедших специальную подготовку для преподавания курса ОРКСЭ, и обеспечение потребности в дальнейшем повышении квалификации для учителей, уже имеющих базовую подготовку. Следует также обратить внимание на качество программ ПК и их реализации. Предпочтительнее всего иметь базовую программу повышения квалификации, единую для всех образовательных организаций, ведущих курсовую подготовку.
8.  Создание и обеспечение функционирования методических объединений учителей ОРКСЭ на муниципальном и региональном уровнях и контроль над этим процессом со стороны органов управления образованием.
9.  Создание УМК по ОРКСЭ для обеспечения преподавания предмета в коррекционных классах и школах.

_____________________

Оргкомитетом вебинаров обобщены поступившие вопросы и подготовлены ответы на самые актуальны е, а именно:

 
Задать вопрос x