• 31 мая 2017 года в Академии состоялось заседание Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР по теме «Проведение общественно-профессионального обсуждения и экспертизы проектов детализированных требований к предметным результатам предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) во ФГОС начального общего образования и изменений в части воспитательного компонента»

    Протокол

  • Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рекомендует образовательным организациям дополнительного профессионального образования при проведении повышения квалификации педагогов курса ОРКСЭ использовать типовую (примерную) дополнительную профессиональную программу (повышения квалификации) «Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).

    Далее

Актуальное мнение

  • Демидов Герман Васильевич
  • Шакирова Роза Жафяровна
  • Теплова Елена Феликсовна
  • Китинов Баатр Учаевич
  • Новицкая Марина Юрьевна
  • Попова Наталья Николаевна
  • Рынковая Наталья Петровна
  • Хабибуллина Гульфия Юнысовна
  • Метлик Игорь Витальевич
  • Савченко Ксения Владимировна
  • Кулаков Андрей Евгеньевич
  • Шумейко Лариса Анатольевна
  • Чепур Ольга Алексеевна
  • Лукоянова Людмила Андреевна
  • Кошечко Анастасия Николаевна
  • Тюляева Тамара Ивановна
  • Предметная область ОРКСЭ предполагает новый взгляд на образовательный процесс как на поле взаимодействия педагогов, детей, родителей, религиозных конфессий, светских и духовных учебных заведений, в итоге – его качественное преобразование. Такая работа требует уже сейчас настоящей мобилизации среди духовенства и православных педагогов, а также тех, для кого работа в области духовно-нравственного воспитания сегодня является или в перспективе должна стать призванием

    Заведующий сектором Основ православной культуры отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Демидов Герман Васильевич

  • В 4-5 классах у детей происходит переход от детского возраста к подростковому. Важно, что преподавание курса ОРКСЭ начинается именно в этом возрасте, когда ребенок особенно нуждается в разъяснении окружающего мира и своего места в нем, когда ребенок переживает стадию развития между детством и взрослостью, которая характеризуется изменениями в физическом развитии, в характере. В это время формируются основы социального самосознания, чувство взрослости, абстрактное, теоретическое мышление, сложные формы мыслительной деятельности, свой взгляд на мир, быстро развиваются творческие способности. Важно то, что модули курса тесно взаимосвязаны с другими предметами – историей, русским языком, литературой, географией, искусством и др., что открывает для них широкий обзор на картину мира, расширяет кругозор, способствует усвоению других предметов.

    Преподаватель ОРКСЭ в ГБОУ СОШ №1186 с этнокультурным татарским компонентом образования им. М. Джалиля. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Шакирова Роза Жафяровна

  • Курс ОРКСЭ должен постепенно распространиться на все ступени школьного образования. Именно это будет способствовать наиболее эффективной реализации задач, которые стоят перед ним.

    Заведующая кафедрой истории и культуры религий России Московского института открытого образования (МИОО) Кандидат исторических наук, доцент. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Теплова Елена Феликсовна

  • Курс ОРКСЭ представляется уникальным, в том числе и потому, что он безусловно акцентирует необходимость поиска и апробации новых подходов в преподавании в младшей школе. Благодаря этому новому предмету стало возможным говорить не только о духовности и т.п. (эта задача не стоит среди приоритетов, разве что, у учителя физкультуры), но у учителей появилась возможность и необходимость определения новых ракурсов в освещении "старых", казалось бы, давно изученных и понятных тем. Конечно, каждый учитель, с позиций своей подготовки и знаний будет преподавать этот предмет, но все равно с разными акцентами и результатами, хотя это может быть один и тот же учебник или пособие. Наверно, можно прийти к более или менее ожидаемому единому результату, а именно к тому, которое представляли авторы учебника (пособия), используя различные приемы и т.п. На мой взгляд, большую роль могут сыграть два фактора: во-первых, это выделение роли истории (т.е. речь идет о своеобразном историческом абрисе текстов учебника, либо о наполнении им текста в случае отсутствия такового в учебнике), во-вторых, способность привить ученикам осознание главных героев учебника (сюжета) как своих ровесников, "ребят с соседнего двора". Абстрактные герои уже не интересны детям, и нет времени сделать их "своими" (нечто подобное можно видеть на примере героев народных сказок или мультфильмов), и надо преодолеть это состояние дискомфорта в детском восприятии.

    Доцент кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов, Кандидат исторических наук. Основной автор учебника "Основы буддийской культуры" (издательство Дрофа), Соавтор учебников для студентов вузов. Известный специалист в области истории и культуры буддизма, истории мировых религий, взаимодействия политики и религии. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Китинов Баатр Учаевич

  • Следует не просто вводить в расписание учебный предмет «ОРКСЭ», а создавать в каждой школе особый уклад жизнедеятельности и общения детей и взрослых, особую предметную среду и атмосферу. Вся жизнь школы, все занятия, урочные и внеурочные, должны быть наполнены духовным смыслом и ориентировать на высокие нравственные цели и идеалы. Причем не только детей, но и педагогов, и родителей. Ведь «кто собой не управит, тот и других не наставит». И, конечно, все школьные дисциплины должны в рамках своей специфики решать ту же задачу, что и курс «ОРКСЭ». Реализация межпредметных связей всех дисциплин начальной школы и курса «Основы религиозных культур и светской этики» является одним из важных условий эффективности работы учителя, перед которым и требованиями ФГОС НОО, и его собственной профессиональной педагогической позицией поставлена задача духовно-нравственного развития личности младших школьников. Только так будет обеспечена внутренняя содержательная взаимоподдержка всех дисциплин в общем учебно-воспитательном пространстве начальной школы, имеющих единую цель – «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, укорененного в отечественных национально-культурных традициях духовности и нравственности».

    ФГАУ «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ». Ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования. Кандидат филологических наук. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Новицкая Марина Юрьевна

  • Курс ОРКСЭ - это требование времени. Он содержит в себе воспитательный, культурный и патриотический потенциал. Наблюдая инновационные процессы в образовании можно констатировать, что, пожалуй, это один из немногих курсов, который органично вошел в школьную жизнь. Уже в процессе апробации курс ОРКСЭ не был симулякром, а стал личностно значимым для многих учащихся и учителей. Курс создает перспективу для учащихся и учителя. Учитель совершенствует общекультурную и профессиональную компетенции, расширяет условия интерактивного взаимодействия в золотой триаде: учитель, учащийся, родители. Учащийся обогащается знанием традиции, которое в будущем будет способствовать его развитию и воспитанию. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Начальник Центра культурологического и религиоведческого образования ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Попова Наталья Николаевна

  • Одной из задач духовно-нравственного воспитания должно быть развитие у учащихся культурно-эстетической восприимчивости, которая является не только индивидуальным, но, во многом, общественным чувством. Именно культурно-эстетическая восприимчивость позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, вероисповеданий, эпох; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная русская культура возникла на предшествующем тысячелетнем опыте, что современная литература, живопись, архитектура и музыка (даже самого модернистского направления) не может существовать без культуры прошлого.

    Учитель ОРКСЭ ГБОУ гимназия №491 "Марьино" г. Москва. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Рынковая Наталья Петровна

  • В процессе преподавания учебного модуля ОРКСЭ учитель должен преподавать не культ, и даже не вероучение, а выявить педагогический потенциал религии, и на основе этого искать оптимальные пути преподавания, развивая совершенно новую педагогическую технологию. Но при этом учитель обязан знать и понимать не одну, а все традиционные для России вероучения: православие, ислам, иудаизм и буддизм; обязан также обладать знаниями в области светских наук – психологии, права, педагогики и т.д. Важнейшим требованием к процессу преподавания учебной дисциплины является то, что учитель должен соблюдать принцип мировоззренческой нейтральности.

    Руководитель группы развития исламского образования Департамента образования и науки Духовного управления мусульман РФ. Декан очного отделения Московского исламского института. Кандидат педагогических наук. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Хабибуллина Гульфия Юнысовна

  • ОРКСЭ — самая актуальная и значимая инновация в российской школе. Это, прежде всего, восстановление полноты общего образования в части изучении духовной культуры и традиционной морали народов России, нашего общества. Здесь ничего не придумывается заново, мы возвращаем утраченное. Традиционное религиозно-нравственное образование школьников — педагогическая аксиома, о чём говорил ещё К.Д. Ушинский. В новых социально-исторических условиях оно дополняется альтернативным предметом по российской светской, гражданской этике, основанной на конституционных ценностях и нормах. Вариативность предметной области позволяет учитывать интересы всех семей, детей и родителей. Введение ОРКСЭ ярко показало лучшие качества нашего учительства, и ещё покажет, когда мы перейдем к преподаванию религиозных культур и светской этики по остальным годам обучения. ОРКСЭ уже очевидно способствует обновлению преподавания всех гуманитарных дисциплин, в целом учебно-воспитательного процесса на отечественной историко-культурной основе. Наиболее актуальными задачами сейчас являются развитие учебно-методической базы (особенно по светской этике) на перспективу расширения предметной области, её формирования по всем ступеням школы и профильная подготовка учителей к преподаванию религиозной культуры, носителем которой является сам педагог; только такой учитель может полноценно реализовать воспитательный потенциал курса.

    Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
    Заведующий Научно-методическим кабинетом Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
    Доктор педагогических наук.
    Председатель Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Метлик Игорь Витальевич

  • Для духовно-нравственного становления личности особенно важен процесс интериоризации: присвоение ценностных смыслов и субъектное основание, которое человек вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, реализацию в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром. Усвоение и присвоение этих нравственных знаний и приобретаемый учащимися опыт поведения, деятельности и взаимоотношений в учебной и внеурочной, особенно в социально ориентированной, деятельности, и составляет основу духовно-нравственного воспитания. В связи с этим естественным требованием к организации курса ОРКСЭ, важнейшим ориентиром в отборе материала и методического обеспечения является его жизненная, а не теоретическая направленность. И отбор содержания, и способы его подачи, и критерии оценки результативности должны быть ориентированы на приобщение ребенка к значимым реалиям каждой культуры в отдельности и культуры российского общества в целом. Методической особенностью уроков ОРКСЭ, вытекающей из целей и задач курса, является их направленность на получение каждым учащимся индивидуального, личностно значимого образовательного результата. Таким результатом будет и объем усвоенной теоретической информации («знаньевая» составляющая), но в большей степени – уникальный опыт эмоционально-оценочной, аналитической, учебно-исследовательской, творческой деятельности, который могут получить школьники.

    Доцент кафедры преподавания русского языка и литературы ФГАОУ ДПО АПК и ППРО,
    кандидат педагогических наук,
    Соавтор учебников по модулям ОРКСЭ,
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Ксения Владимировна Савченко

  • Когда я еще в "советские" времена начинал карьеру учителя истории, то, вопреки тогдашним идеологическим установкам, требующим говорить о религии только с позиции борьбы с ней, старался знакомить своих учеников с живыми религиозными культурами как основой национальных культур. Я рассказывал о том, почему люди по-разному живут, думают, как трактуют добро и зло, какими действиями сопровождают рождение человека, брак, смерть... Я старался научить школьников понимать ценность памятников духовной культуры, читать их сложный язык. Настали другие времена - теперь все это стало образовательной нормой и государственной установкой. Такая ситуация не может не радовать. Беспокоит одно: как бы действия педагогов не приобрели формальный характер, как бы не проявились так хорошо знакомые старшему поколению черты "нового марксизма-ленинизма"!..

    Старший научный сотрудник
    Центра дошкольного, общего и дополнительного образования
    ФГУ «Федеральный институт развития образования»
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Кулаков Андрей Евгеньевич

  • Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» способствует самоопределению личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях, формированию мировоззренческой и конфессиональной толерантности. Для того чтобы говорить о полноценном месте курса ОРКСЭ в ряду школьных предметов, преподавание как минимум должно быть расширено на среднюю и старшую школу. Безусловно, преподавать этот очень важный предмет при отсутствии времени на подготовку к урокам – нелегкое дело. Но какими бы, ни были трудности, надо преодолевать их, потому что предмет этот не менее важный, чем математика, русский….. Если не самый важный. Самое главное в изучении курса – это познакомить ребенка с самим собой, с собственной душой, привить детям опыт нравственного самоанализа, создать мотивацию к осознанному нравственному поведению, создавая ценностный фундамент. Это точка перехода, мировоззренческого переворота, точка личностного роста в соответствии с нравственными запросами младшего подросткового возраста.

    учитель начальных классов, ОРКСЭ, ОДНКНР,
    МАОУ СОШ № 1 с. Александровское Томской области,
    Учитель высшей категории,
    Магистр педагогики,
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Шумейко Лариса Анатольевна

  • Модуль ОПК комплексного курса ОРКСЭ воспитывает у наших детей твердые морально-этические позиции, постоянную потребность в творчестве, гражданственность, формирует культурологический подход к православию, памятникам материальной и духовной культуры, созданным в этой огромной и многовековой культурной традиции. Знакомство с ними обучающихся различных возрастов, формирование морально-нравственных личностных качеств, творческое развитие индивидуальных способностей – в этом видится основная задача деятельности педагогов.

    Несомненно, курс несет огромный воспитательный потенциал и полезен не только для системы образования, но и для семьи. Желаю всем учителям, кто ежедневно работает с детьми, развивать свои таланты, терпения, веры во всё доброе, сердечного отношения к детям!

    Научный сотрудник отдела религиозного образования и катехизации
    Московской городской епархии.
    Почётный работник общего образования Российской Федерации,
    Лауреат премии города Москвы в области образования.
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Чепур Ольга Алексеевна

  • Свое мнение о курсе ОРКСЭ я хотела бы выразить не как старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин ГАОУ ДПО СО «ИРО», а как мама двух маленьких девочек, как родитель, которому предстоит совершить выбор модуля. ОРКСЭ – это уникальный курс, который позволяет детям сформулировать самые важные вопросы и найти на них ответы. В этом курсе поднимаются темы, на которые дома родители не всегда готовы разговаривать, но именно этот курс возвращает детей к родителям. Я бы хотела, чтобы мои дети изучали все модули!

    Старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин
    Института развития образования Свердловской области (ГАОУ ДПО СО ИРО)
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Лукоянова Людмила Андреевна

  • Практика преподавания «ОРКСЭ» подошла к этапу, когда из опыта преподавания должна родиться наука о преподавании, система методологических и методических принципов преподавания «ОРКСЭ». Актуальным на современном этапе представляется становление и дальнейшее развитие ОРКСЭ как самостоятельной отрасли научного знания.

    Цель учебного курса «ОРКСЭ» – «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений». Подобная формулировка говорит о том, что цель курса «ОРКСЭ»как целостной содержательной и методической системы – воспитание, акцент сделан не на усвоении и репродуктивном воспроизведении информации, а на знакомстве учащихся с нравственными ценностями, со своим внутренним миром. Это особенно важно в ситуации глобальных цивилизационных вызовов современного общества.

    доктор филологических наук,
    зав. отделом духовно-нравственного воспитания ТОИПКРО,
    профессор историко-филологического факультета ТГПУ,
    региональный координатор курса «ОРКСЭ» в Томской области,

    Кошечко Анастасия Николаевна

  • Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но и сама модернизация нужна, прежде всего, для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. Таким образом, воспитание молодых граждан России и модернизация страны – две составляющие одного процесса

    В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьёй. Преподавание, изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к православной христианкой традиции, культуре, жизненному укладу, но и к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, постепенно распространяется в регионах России, востребовано в российском мультикультурном обществе.

    Исходя из этого можно считать, что школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является средством формирования у школьников поликультурной компетентности: поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и нравственных правил поведения.. Образование в поликультурном обществе включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям».

    В этой связи как никогда очевидными стали слова Н.Коржавина: «Пусть рвутся связи, меркнет свет,

    Но подрастают в мире дети

    Есть в мире Бог или Бога нет,

    А им придется жить на свете».

    Доцент кафедры методики преподавания истории,
    социально-политических дисциплин и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО,
    кандидат исторических наук.
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Тюляева Тамара Ивановна

Выразить мнение или задать вопрос

Задать вопрос x