О преподавании ОРКСЭ в 4-х классах

Ермакова Светлана Даниловна, начальник отдела поддержки этнокультурной специфики и особых форм образования Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России отвечает на вопрос о количестве часов в учебном плане в 4-х классах на изучение комплексного учебного курса ОРКСЭ.

В настоящее время учащиеся 1 – 4 классов обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, которые утверждены приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 г. № 15785).

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ определен учебный предмет ОРСКЭ.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р, утверждающего план мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», устанавливается норма об обязательном изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю) с 1 сентября 2012 года.

Департамент обращает внимание, что выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме (часть 2 статьи 87 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Принятие решения об изучение определенного модуля без согласия учащегося и его родителей (законных представителей) не допускается.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ самостоятельно (пункт 7 части, часть 5 статьи 12, пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона).

Образовательная программа является комплексом основных характеристик образования, включающим объем, содержание, планируемые результаты, организационно-педагогических условия и в случаях, предусмотренных Федеральным законом, формы аттестации, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы (часть 9 статьи 2 Федерального закона).

Соответственно, образовательная организация самостоятельно, руководствуясь нормами Федерального закона, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, на основании федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных основных образовательных программ разрабатывает основной документ образовательной организации – основную образовательную программу, составной частью которой является учебный план.

Обращаем внимание, что примерная основная образовательная программа не является нормативным правовым актом, а носит методический, рекомендательный характер и может использоваться как методическое пособие, поэтому Федеральный закон содержит норму о том, что образовательная программа образовательной организации разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов (нормативный правовой акт) с учетом примерных основных образовательных программ (методическое пособие).

Дополнительно сообщаем, что нормы, связанные с реализацией ГОС 2004 года (приказы Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 и от 1 февраля 2012 г. № 74), которые вносили изменения в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, были актуальны до перехода уровня обучающихся начального общего образования на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (до 2014/2015 учебного года).

Задать вопрос x