Программа «Духовная музыкальная культура школьников
Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР
1. Субъект РФ |
Московская область |
2. Автор (ы) (ФИО полностью) |
Чуб Ольга Владимировна |
3. Образовательная организация (полное название) |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя общеобразовательная школа №1» |
4. Полное название представляемого материала |
программа «Духовная музыкальная культура школьников (История музыки и музыкальная культура)» |
5. Временные показатели реализации практики |
более 3 лет |
6. Вариант реализации практики |
во внеурочной деятельности |
7. Содержательные компоненты практики |
Концептуальная основа практики. Программа позволяет в условиях внеурочной деятельности на уровне основного общего образования расширить возможности предметной области ОДНКНР. Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп, соразмерно личной индивидуальности. Духовно-нравственное содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории в рамках образовательной области ОДНКНР, для развития вокальных умений и навыков групп обучающихся при исполнении произведений духовно-нравственной направленности, индивидуальных занятий с обучающимися. Программа имеет содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока. По способу организации педагогического процесса в урочной или во внеурочной деятельности, программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие предметной области ОДНКНР, музыки и православной культуры. Интегрированное освоение программы формирует универсальные учебные действия, важные для любых сфер деятельности обучающегося. Результатом реализации программы является практическая часть, представленная в двух направлениях: вокальное исполнительство и практическое музицирование, знакомство обучающихся с основами православной культуры средствами музыкального искусства. Предметное содержание. В содержание теоретического блока программы включены интегрированные уроки (занятия), необычные по замыслу, организации и методике проведения. В содержательной части программы подбор тематики уроков (занятий) ориентирован на духовное содержание и рассматривается, как показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов, благодаря которым ученик стремится к самоопределению, самореализации, самообразованию и саморазвитию. В теоретический блок программы введен тезаурус, состоящий из музыкальной терминологии и терминов духовно-нравственной культуры. Блок практического музицирования ориентирован на реализацию задачи: научить ученика музицировать и через инструментальное исполнение развить координацию его слуха и голоса. Содержательная основа блока практического музицирования отличается своим репертуаром, в который включены произведения духовной направленности в переложении для свирели. Песенно-репертуарный блок программы составлен из песен духовно-нравственного содержания, песен церковного обихода и песен современных композиторов на духовную тематику. Тщательно отобранные музыкальные произведения, в том числе духовного содержания для сольного, хорового исполнения направлены на повышение эмоциональности музыкального восприятия способствуют усилению воспитательной роли музыкального искусства в формировании духовно-нравственной культуры учащихся. Медиа-образовательный блок программы включает «Коллекцию медиа - средств», предназначенных для использования на уроке ОДНКНР. Поисковая направленность урока ОДНКНР включает элементы инновационных воспитательных технологий, такими является медиавоспитание (от лат. media – средства: фото, кино, радио, печать, ТВ, системы Интернет, мобильные коммуникации и т.д.) –направление в педагогической теории и практике, ориентированное на преодоление противоречия между общечеловеческими ценностями и личными смыслами, выраженными совокупностью медиа-средств. Тематическое планирование составлено из расчета 68 часов. Период реализации программы – 2 года. Режим занятий: один раз в неделю 1 час. Формы и способы организации учебного процесса. Программа является интегрированной по способу организации учебного процесса в урочной и внеурочной деятельности, т.к. предусматривает тесное взаимодействие православной культуры, музыки, других видов искусства. Интегрированный подход формирует универсальные учебные действия, важные для любых сфер деятельности обучающегося. Система контроля и оценки планируемых результатов. Контроль за усвоением программы проводится в течение занятий методом педагогического наблюдения. Оценкой является участие обучающихся в различных мероприятиях. Способы реализации межпредметных связей. Программа является интегрированной, т.к. предусматривает преподавание модуля ОДНКНР в тесном взаимодействии православной культуры с музыкой, литературой, живописью, с другими видами искусства. Интегрированное освоение православной культуры средствами искусства формирует универсальные учебные действия, важные для любых сфер деятельности обучающегося. Идеи интеграции отражены в программе в традиционных видах предметных дисциплин: литература, история, изобразительное искусство, духовное краеведение Подмосковья; и инновационных: информатика, медиа-ресурсы, информационные технологии. В образовании предметная область ОДНКНР и предмет «Музыка» взаимодействуют в общем интеграционном пространстве, а информация, предложенная в различных формах, успешнее воспринимается обучающимися. Система внеурочной деятельности. Для активного вовлечения во внеурочную деятельность в общеобразовательной организации созданы инструментальный ансамбль «Свирелька» и хоровой коллектив «Созвучие». Система работа с родителями (семьями) обучающихся. Управляющий совет является полноценным участником школьного сообщества, работает общешкольный совет родителей, родительские комитеты в классах. Родители являются активными социальными партнерами и участниками мероприятий духовно-нравственной направленности: «Рождественские образовательные чтения», «Покровские образовательные чтения», праздник «Рождество Христово», праздник «Светлая Пасха», конкурсы творческих работ «Пасхальное яйцо», «Кулич», экскурсии и пр. |
8. Методическое обеспечение процесса реализации практики |
- Программа «Духовная музыкальная культура школьников (История музыки и музыкальная культура)» / - вариативный курс в 5-6 или 7-8 классах. https://dmouk1.edumsko.ru/uploads/1600/1555/section/92307/Programma_po_duhovnoj_muzyke__O.V._Chub_dlya_5-6_ili_78__klass__2016.pdf - авторские разработки интегрированных уроков, внеурочных занятий музыки с предметной областью ОДНКНР, предметом «Духовное краеведение Подмосковья» и предметами гуманитарного цикла, ноты, тезаурус, контрольно-измерительные материалы. |
9. Сведения о внедрении и тиражировании практики |
Включение в апробацию программы педагогов других образовательных учреждений района, области. Публикации: 1. Чуб О.В. Интегрированные инновации в формировании духовно–нравственной культуры обучающихся на уроке музыки. Стратегия инновационного развития: из опыта работы школы: сборник / сост. О.В. Чуб – М.: ИИУ МГОУ, 2018. – 112 с. ISВN 978-5-7017-2913-9. 2. Чуб О.В. Мой песенный край. Программа внеурочной деятельности (духовно - нравственное, военно - патриотическое направление) «Мой песенный край». Программа для общеобразовательных организаций. О.В.Чуб – М. МГОУ, 2016. – 84с. ISВN 978-5-7017-2592-6. 3. Чуб О.В. Музыка Г.В. Свиридова в духовно-нравственном воспитании школьника. 1917-2017: уроки столетия. Материалы Четырнадцатых Московских областных Рождественских образовательных чтений: Ноябрь-декабрь 2016 года, Московская область / ред. совет М.Б. Захарова (председатель), Н.Н. Пантюхина, епископ Зарайский Константин, протоиерей Петр Иванов; сост.: Ассоциация педагогов Московской области «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры», Духовно-просветительский центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ,– М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 235-242. ISВN 978-5-7017-2667-1. 4. Чуб О.В. Применение технологии проектного обучения в процессе интеграции музыки и предметов гуманитарного цикла. / Материалы 9 международной научно-практической конференции «Achievement of high school», 17-25 ноября 2013. Том 25. Педагогические науки. София «Бял ГРАД-БГ» ООД. С. 61-63. ISВN 978-966-8736-05-6. 5. Чуб О.В. Программа «Духовная музыкальная культура школьников (История музыки и музыкальная культура)». / Традиции и новации: культура, общество, личность. Тринадцатые Московские областные Рождественские образовательные чтения. Сборник методических материалов для педагогов Московской области по духовно-нравственному воспитанию / Сост.: Духовно-просветительский центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ, Ассоциация педагогов Московской области «Преподаватели духовно-нравственной (православной) культуры»; ред. совет: М.Б. Захарова (пред.) и др. – М. ИИУ МГОУ, 2015. – С. 101-125. ISВN 978-5-7017-2497-4. Чуб О.В. Формирование духовно-нравственной культуры школьников в музыкальной образовательной среде средствами интеграции. / Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции 22-23 октября 2013 г. Ред. совет Л.В. Алфёрова и др. – АССОУ, 2013. С. 322-324. ISВN 978-5-91543-130-9. - Интеграция содержания предметов «Искусство» и «Духовное краеведение Подмосковья» в проектной и исследовательской деятельности. Чуб О.В. 2017. http://pedagog.mosreg.ru/material/view/BB22D6C3E12EB6E1199858FAE8C23A99 - Славится земля именем учителя. Открытый интегрированный урок в 8 классе. Чуб О.В. 2017. http://pedagog.mosreg.ru/material/view/2EF527DEFC62DE8C6C38CC17AE815EAC - Моя земля, моё отечество. Интегрированный урок музыки в 7 классе. Чуб О.В. 2017. http://pedagog.mosreg.ru/material/view/41EA57D8F254BF1E8A024BF5A1C40B70 - Преподавание духовной музыкальной культуры в современном образовании Чуб О.В. - Федеральный банк педагогического опытаhttps://infourok.ru/user/chub-olga-vladimirovna - Персональный сайт учителя http://chubolga.ru Представление практики на семинарах, мастер-классах, открытых занятиях, конференциях: - Научно-практическая конференция «Просветительские традиции святых равноапостальных Кирилла и Мефодия на землях Подмосковья: диалог культур и поколений в сохранении святынь малой Родины», Министерство образования Московской области, г. Москва, 16.05.2013г. Доклад на тему: «Система работы школы по формированию духовно-нравственной культуры школьников». - Научно-практическая конференция «Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, педагог-исследователь», ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва, 19.12.2014г. Доклад на тему: «Идейная направленность музыки Д.Б. Кабалевского и духовно-нравственное воспитание школьников». - Педагогические чтения «Духовное наследие святых в традициях и ценностях просвещения, воспитания, образования Московской области», ГБОУ ВПО Московский государственный областной университет, г. Москва, 11.05.2016г. Доклад на тему: «Технологии музыкальной проектной деятельности». - Научно-практическая конференция «Профессиональное развитие педагогов образовательной области «Искусство» в межнациональной социокультурной среде», ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», г. Москва, 24.11.2016г. Доклад на тему: «Интеграция содержания предметов «Искусство» и «Духовное краеведение Подмосковья» в проектной и исследовательской деятельности». - XIV Московские областные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия», Министерство образования Московской области, г. Москва, 01.12.2016г. Доклад на тему: «О соработничестве членов Ассоциации и представителей благочиний Московской области в создании информационной среды духовно-нравственного образования. Результаты и проблемы». - Семинар «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального, основного общего образования», Московская область, г. Лобня, МБОУ СОШ №6 имени Саханова В.И. 13.02.2018г. Доклад на тему: «Реализация авторской программы внеурочной деятельности «Мой песенный край». - IX Образовательные чтения Центрального федерального округа «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси: региональный аспект», секция «Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в системе церковного и светского образования», г. Смоленск, 2014г. Доклад на тему: «Межпредметная интеграция музыки и духовного краеведения Подмосковья (из опыта проведения урока, посвященного 220-летию Бородинской битвы)». - X Образовательные чтения Центрального федерального округа «Традиция и новации: культура, общество, личность», секция «Построение эффективных моделей духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве», г. Воронеж, 16.09.2015г. Доклад на тему: «Реализация интегрированной программы «Духовная музыкальная культура школьников» на уроках гуманитарного цикла». - Международная научно-практическая конференция «Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития», г. Москва, МОМО ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», 22.10.2013г. Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственной культуры школьников в музыкально-образовательной среде средствами интеграции». - III Международная научно-практическая конференция «Воспитание подрастающего поколения в современных социокультурных условиях: проблемы и перспективы развития», г. Москва, МОМО ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», 16.03.2016г. Доклад на тему: «Реализация интегрированной программы «Духовная музыкальная культура школьников» в условиях введения ФГОС». |