Маршруты духовного краеведения Подмосковья

Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР

1. Субъект РФ

Московская область

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Хавторина Надежда Ильинична

3. Образовательная организация (полное название)

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г.о. Серпухов

4. Полное название представляемого материала

Маршруты духовного краеведения Подмосковья

5. Временные показатели реализации практики

Более 5 лет

6. Вариант реализации практики

Во внеурочной деятельности

7. Содержательные компоненты практики

Концептуальная основа практики. Школа работает по программе «Адаптивная школа духовно-нравственного воспитания». Серпухов относится к историческим городам Подмосковья, стоит на пороге вступления в «Золотое кольцо России». Здесь находятся духовно-религиозные центры – Высоцкий Зачатьевский и Владычный Введенский монастыри. В городе 150 объектов культурного наследия. Обучающиеся работают над экскурсионными проектами «Маршруты Духовного краеведения».

Предметное содержание. Работа над проектами «Православные храмы Серпухова».

Каждый индивидуальный или групповой проект посвящён изучению отдельного храма или монастыря. По окончании проведения исследования, школьники разрабатывают экскурсионные маршруты:

- «Храмы и монастыри при Владимире Храбром – основатель города Серпухова»;

- «Храмы Занарья», разработанные экскурсионные маршруты на русском и английском языках;

- «Кладбищенские храмы» и другие.

Обучающиеся нашей школы проводят экскурсии для учебных заведений города. Тем самым восьмиклассники не только расширяют свои знания об истории христианской православной культуры, её связи с историей родной земли, формируют качество уважительного отношения к святыням своей малой родины, но проявляют себя меценатами. Формируют патриотизм и гражданственность у школьников других учебных заведений, способствуют осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Формы и способы организации учебного процесса.

- проектная и исследовательская деятельность;

- учебное занятие (индивидуальное, групповое, коллективное);

- урок-собеседование;

- урок-консультация;

- урок-семинар,

- конференции;

- урок-решение проектных задач, мозговые штурмы

- разработка маршрутов духовного краеведения и их защита на единых часах духовно-нравственного воспитания, защита на заседаниях школьного научного общества,

- организация и проведение экскурсий.

Система контроля и оценки планируемых результатов. По итогам проведения экскурсий учащиеся отмечаются дипломами, сертификатами, рекомендуются для участия в региональных и международных конференциях. Система контроля включает индивидуально-групповые занятия, проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время по предмету; вовлечение школьников в конкурсы и олимпиады различного уровня и профиля.

Способы реализации межпредметных связей. Интегрированные уроки систорией, обществознанием, литературой.

Система внеурочной деятельности.

- организационные линейки (гимн, подведение итогов предыдущей недели, планирование работы на новую неделю, православный календарь на неделю)?

- Единые часы по ЗОЖ

- Олимпиады, КТД по теме единого часа предыдущего месяца

- Единый час нравственного воспитания по теме «Семья».

- Работа в архивах и библиотеках, интернете экскурсии в храмы и монастыри по теме на данный месяц

- консультации по маршрутам духовного краеведения

- Единый час по безопасности жизнедеятельности

- Опережающее обучение классных руководителей

- Единый час духовно-нравственного воспитания

Система работа с родителями (семьями) обучающихся. Все уроки ДКП открытые. Любой родитель, ученик может посетить любой урок. В школе проводятся мероприятия регионального уровня, на которые всегда приглашаются родители, часто являясь ведущими, или членами экспертных групп. При проведении экскурсий в храмы и монастыри всегда присутствуют родители. Заключительная конференция по итогам года проводится 24 мая в День славянской письменности и культуры. Тема 2017-2018 учебного года «Православные храмы Серпухова». Выступают все учащиеся с 1 по 11 класс. По дорожным картам работы классов подводятся итоги. Лучшие классы, учителя, родители, ученики награждаются дипломами, грамотами Комитета по образованию, Благочиния, школы.

8. Методическое обеспечение процесса реализации практики

УМК

Шевченко Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, член Союза писателей России.

1. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры народов России». Учебник для учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий.4-5 класс. 2014. 112с.

2. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религий (Православие). Учебное пособие для обучающихся образовательных учреждений Московской области. Издание 5-е. 2017. 256 с.

3. Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й класс. Книга первая. 6-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. 176 с.

4. Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 5-й класс. Книга вторая. 6-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2015. 176 с.

5. Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6-й класс. Книга первая. 7-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017. 176 с.

6. Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Православная культура. Учебник для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 6-й класс. Книга вторая. 7-е издание. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017. 176 с.

7. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие). Под. ред. Л.Н. Антоновой. Учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. 3 издание. М., 2017. – 256с.

8. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие). Л.Л. Шевченко. Под. ред. Л.Н. Антоновой. Методическое пособие для учителя. Издание 4 - М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Издательство МГОУ. 2015.

9. Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1 издание. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2012. – 144 с.

9. Сведения о внедрении и тиражировании практики

Школа является культурно-просветительским центром зоны №6, куда входят: г.о. Домодедово, г.о. Подольск, г.о. Видное, г.о. Пущино, г.о. Чехов, г.о Протвино, Серпуховский район, г.о. Серпухов.

Сборники, изданные по итогам года:

- «Храмы Занарья» -2009;

- «Престольные праздники Занарья» - 2009;

- «Роль личности в становлении православного Серпухова» - 2010;

- «Духовное краеведение Серпухова» - 2011;

- «Семейные традиции» - 2012;

- «400 лет династии Романовых» - 2013

- «Духовное наследие Преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России» - 2014

- «1000- летие преставления равноапостольного великого князя Владимира» - 2015;

- «Письменность от Кирилла и Мефодия до наших дней» - 2016;

- «1917-2017: уроки столетия» - 2017;

- «Православные храмы Серпухова» -2018.

Публикации

- school16serp.ru

- «Традиции духовно-нравственного просвещения в образовательной системе России 21 века. Опыт духовно-нравственного воспитания в адаптивной школе», 2013 г.

- «Христианские темы в творчестве великих русских композиторов», 2014 г.

- «Типовая модель проведения внешкольного воспитательного мероприятия», 2015

В СМИ:

«Серпуховские вести»:

6 января 2011 г. «К вечному – через творчество»,

12 мая 2011 г. «Наш общий праздник»,

12 мая 2012 г. №32 «Мы помним, гордимся и чтим

Май 2013 г. №46 «В традициях славян»,

13 октября 2013 г. №76 «В рамках рождественских чтений»,

Октябрь 2013 г. «Представление опыта по теме «Духовно-нравственное воспитание в современной школе»,

30 сентября 2014 г. №72 «Благословляем добрые дела»

11 августа 2015 г. «Любимый учитель».

1 декабря 2015г. №87 «Рождественские чтения в Серпухове»,

8 декабря 2015 г. «Рождественские чтения в школе»,

19 марта 2017 г. «Интеллектуальная игра между учащимися воскресной школы и МБОУ СОШ №16 по теме «Святитель Тихон – Патриарх Московский и

Всея России. Подвиг крестьянского смирения»

Газета «МИГ»:

4 октября 2013 г. «Уроки нравственности и добра»,

Декабрь 2017 г. «Колокола будят уснувшие души»,

Газета «Педагогический вестник» №6 июнь 2014 г. «Лучшие учителя школы России»,

№6 июль 2015 г. «Лучшие учителя России»

Представление практики на семинарах, мастер-классах, открытых занятиях, конференциях:

- Круглый стол по теме «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения» - 2014 г.

- Мастер-класс по теме «640 лет Высоцкому Зачатьевкому мужскому монастырю» 2014 г.

- Мастер-класс по теме «655 лет Введенскому Владычному женскому монастырю » 2015 г.

- Научно-практическая конференция по теме «Духовное наследие Преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России» 2014 г.

- Семинар по теме «Благословенный выбор Святого Владимира – крестителя Руси» 2015г.

Научно-практическая конференция по теме «Благословенный выбор Святого Владимира – крестителя Руси» 2015 г.

- Научно-практическая конференция, посвящённая Дню славянской письменности и культуры по теме «Письменность от Кирилла и Мефодия до наших дней» 2016 г.

Научно-практическая конференция по теме «1917- 2017: уроки столетия», 2017 г.

Научно-практическая конференция по теме «православные храмы Серпухова» 2018 г.

- Защита проекта по теме «Собор новомучеников серпуховских» 2017 г.

- Методический семинар по теме «Представление опыта духовно-нравственного воспитания и образования в современной школе» 2016 г.

Задать вопрос x