Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 класса

Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР

1. Субъект РФ

Ставропольский край

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Таранушенко Татьяна Васильевна

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Светлограда»

4. Полное название представляемого материала

Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 класса

5. Временные показатели реализации практики

2 года

6. Вариант реализации практики

- при изучении учебных предметов других предметных областей

7. Содержательные компоненты практики

Концептуальные основы. Сложность общекультурной характеристики России в том, что она представляет собой «мир миров», охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками мирно сотрудничают, обогащая свою культуру. И это мирное сосуществование является условием сохранения каждого этноса и залогом целостности России. Важно сохранить и развивать сформированную веками общероссийскую культуру, духовно-нравственные основы межличностного, межкультурного сотрудничества, совместного проживания и развития российских народов, уберечь нашу страну от распада, а молодежь от чуждых нам «ценностей». Для этого подрастающему поколению необходимо понимать историческое прошлое России, особенности бытия её коренных народов, общие закономерности взаимоотношений между ними, существующие и зарождающиеся потребности, связи, социокультурные, психологические и этнокультурные традиции.

Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через различные компоненты образовательной системы является важнейшим условием разрешения вышеперечисленных проблем и призвана способствовать повышению уровня нравственности, гражданской активности, культуры межэтнического общения и солидарности в российском обществе.

Программа характеризует специфику содержания предметной области «ОДНКНР» и особенности ее реализации, учитывает особенности школы, образовательные потребности и запросы учащихся и их родителей (законных представителей).

Данная программа является организационно-управленческой основой реализации предметной области «ОДНКНР», регламентирует организацию обучения учащихся в рамках соответствующей предметной области.

Предметное содержание. Программа определяет:

- содержание предметной области «ОДНКНР»;

- требования к результатам освоения содержания предметной области «ОДНКНР»;

- порядок достижения планируемых результатов к указанным срокам;

- контроль процесса освоения содержания и достижения планируемых результатов обучения, предупреждение и устранение возможных несоответствий, своевременное внесение корректив.

Содержание программы:

- Модуль №1. «Я - человек» (45 ч.). Темы: «Происхождение и сущность человека», «Человек как творец и продукт культуры», «Человек и природа», «Человек как нравственное существо», «Человек – созидатель», «Человеческие потребности и их удовлетворение»;

- Модуль №2. «Я, моя семья, мои друзья» (34 ч.). Темы: «Что такое семья?», «Члены семьи и их роль. Воспитание в семье», «Семейные взаимоотношения», «Семья в современном мире», «Я и мои друзья»;

- Модуль №3. «Я и культура моего народа» (54 ч.). Темы: «Россия – многонациональная страна», «Роль религии в жизни человека и общества», «Традиционные религиозные культуры в России», «Историческая судьба моего народа», «Традиции моего народа», «Язык традиционной культуры», «Герои, памятники и святыни моего народа», «Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и ксенофобией»;

- Модуль №4. «Я - гражданин России» (32 ч.). темы: «Россия – наша большая Родина», «Роль русского народа и русского языка в истории России», «Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях», «Объединяющие основы и ценности национальных культур».

Формы и способы организации учебного процесса. Предметная область «ОДНКНР» реализуется в двух формах: 1) включение тем и вопросов, направленных на решение задач предметной области «ОДНКНП» в рабочие программы учебных предметов и курсов, относящихся к другим предметным областям (русский язык, литература, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология); 2) работа по освоению предметной области «ОДНКНР» в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся, которая включает в себя игровую и научно-познавательную деятельность, учебные проекты, проблемно-ценностное общение, участие в самоуправлении, досугово-развлекательные мероприятия, художественное творчество, военно-патриотический, общественно-полезный, социальный, трудовой и спортивно-соревновательный виды деятельности, туризм и краеведение. Темы предметной области ОДНКНР включаются в рабочие программы вышеперечисленных учебных предметов с пометкой «ОДНКНР» и выделяются курсивом. В классном журнале данные пометки не выполняются, но тема по ОДНКНР записывается наряду с основной темой учебного предмета и таким образом фиксируется прохождение материала по предметной области ОДНКНР. Кроме того, классные руководители при составлении Программ воспитания и социализации учащихся включают темы ОДНКНР в классные часы, беседы и др. мероприятия с обязательной пометкой ОДНКНР и выделяют данные темы курсивом.

Система контроля и оценки планируемых результатов. Реализация предметной области «ОДНКНР» проходит по безотметочной системе, так как специфика данной предметной области и формы ее реализации позволяет применять опосредованные оценочные процедуры измерения результатов и эффекта учебно-воспитательного процесса. В ходе изучения предметной области «ОДНКНР» предусмотрено проведение анкетирования, диагностик на выявление уровня формирования нравственной и культурологической компетенций. В рамках изучения данной предметной области учащиеся проходят промежуточную аттестацию в форме итогового индивидуального проекта, доклада, реферата, эссе, презентации (по выбору учащегося в рамках одного учебного предмета, в изучение которого включаются темы предметной области «ОДНКНР») по итогам учебного года, что является итоговом результатом изучения предметной области «ОДНКНР» по итогам каждого года изучения (5-8 классы) и по итогам всего курса изучения данной предметной области (9 класс). Текущими результатами следуют считать и посещение учащимися учебных занятий, предусмотренных обязательной частью учебного плана, в которые включены часы на изучение предметной области «ОДНКНР», а также мероприятий в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся. По результатам изучения данной предметной области учащийся аттестуется или не аттестуется.

Способы реализации межпредметных связей. Организационная форма реализации программы предполагает интеграцию тем по изучению «ОДНКНР» в учебные предметы и реализацию межпредметных связей: русский язык, литература, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология. При этом предусматривается и изучение предметной области «ОДНКНР» в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся через классные часы, беседы.

Система внеурочной деятельности. Формы внеурочных занятий по предметной области «ОДНКНР»:

- экскурсионные посещения культовых объектов, музеев, выставок, объектов культурного наследия, архитектурных ансамблей, природных заповедников, садов и парков; производственных учреждений, заводов, памятных мест, культурных и природных ландшафтов, связанны с историей формирования народов и иных этнических общностей, с событиями, жизнью выдающих личностей Ставропольского края;

- индивидуальные итоговые проекты по определенным темам, связанным со сферой духовной жизни, и их защита, доклады, выступления, выставки творческих работ, презентации;

- встречи со знаменитыми людьми, ветеранами, спортсменами, деятелями культуры и искусства региона, города, села по определенной тематике;

- виртуальные и реальные путешествия по родному краю, по музыкальным, литературным и историческим страницам истории Ставропольского края, по героическим местам, связанным с памятью о предках, с творчеством поэтов и писателей, художников Ставрополья и др.;

- лекции и диспуты по историко-культурной, мировоззренческой тематике;

- фестивали, на которых учащиеся творчески выражают свои знания и умения, исполняя народные танцы и песни, читая стихи региональных поэтов, устраивая выставки своих работ, фотографий, произведений своего изобразительно-прикладного творчества.

Система работа с родителями (семьями) обучающихся. Особая роль в реализации программы отводится родителям, так как только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Многие темы, изучаемые в курсе ОРКСЭ, ОДНКНР, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как: интервью с родителями, сочинение-рассуждение, выполнение творческой работы, анкетирование родителей, проведение тематических классных часов с приглашением родителей, конкурсы рисунков. Учащиеся совместно с родителями пишут сочинения, рассказывают о позитивном опыте своей семьи, изучают ее историю, сопоставляют эту историю с историей своего народа и страны в целом, изучают гинеалогию и т.д. При этом обязательно учитывается, что не каждый учащийся живет в семье и тем более в полноценной и благополучной семье, опытом и историей которой можно гордиться, поэтому любой публичный разговор и обмен информацией на эти темы возможен исключительно на добровольной основе.

8. Методическое обеспечение процесса реализации практики

- Методические рекомендации для учителей, реализующих предметную область ОДНКНР, по разработке модели интеграции урочной и внеурочной деятельности;

- Положение по разработке рабочих программ по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности;

- Технологическая карта урока с элементами ОДНКНР.

Содержание программы является модульно-вариативным, поэтому УМК для его реализации определяется примерно с опорой на рекомендованные по соответствующим учебным предметам УМК (т.е. те, в которые интегрированы темы ОДНКНР) в Федеральном перечне учебников.

9. Сведения о внедрении и тиражировании практики

Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий

10. Контроль за качеством реализации практики

Формы контроля:

- тематический «Соответствие рабочих программ учебных предметов: русский язык, литература, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка, технология требованиям ФГОС ООО в части реализации обязательной предметной области ОДНКНР»;

- персональный «Соответствие образовательной деятельности и подготовки учащихся учителем русского языка и литературы (истории и обществознания, изобразительного искусства, музыки, технологии), осуществляющим образовательную деятельность по вопросу реализации обязательной предметной области ОДНКНР, требованиям ФГОС»

2. Периодичность осуществления контроля – 1 раз в полугодие.

Мониторинг удовлетворенности результатами образования (анкетирование родителей/ законных представителей обучающихся).

Урок истории в 6 классе с модулем ОДНКНР

Выступление на РМО зам.директоров по ОДНКНР

Презентация о реализации предметной области ОДНКНР ТАРАНУШЕНКО

Презентация 6 класс учитель ЛИПЕНЦЕВА

Программа

Приложение 2 Методическое сопровождение

Приложение 1 Примерное поурочное планирование

Приложение 3 Распределение часов

Задать вопрос x