Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 класса
Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР
1. Субъект РФ |
Ставропольский край |
2. Автор (ы) (ФИО полностью) |
Таранушенко Татьяна Васильевна |
3. Образовательная организация (полное название) |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Светлограда» |
4. Полное название представляемого материала |
Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5-9 класса |
5. Временные показатели реализации практики |
2 года |
6. Вариант реализации практики |
- при изучении учебных предметов других предметных областей |
7. Содержательные компоненты практики |
Концептуальные основы. Сложность общекультурной характеристики России в том, что она представляет собой «мир миров», охватывающий своими политическими и историческими границами сотни этносов, которые не просто соседствуют друг с другом, а веками мирно сотрудничают, обогащая свою культуру. И это мирное сосуществование является условием сохранения каждого этноса и залогом целостности России. Важно сохранить и развивать сформированную веками общероссийскую культуру, духовно-нравственные основы межличностного, межкультурного сотрудничества, совместного проживания и развития российских народов, уберечь нашу страну от распада, а молодежь от чуждых нам «ценностей». Для этого подрастающему поколению необходимо понимать историческое прошлое России, особенности бытия её коренных народов, общие закономерности взаимоотношений между ними, существующие и зарождающиеся потребности, связи, социокультурные, психологические и этнокультурные традиции. Реализация предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» через различные компоненты образовательной системы является важнейшим условием разрешения вышеперечисленных проблем и призвана способствовать повышению уровня нравственности, гражданской активности, культуры межэтнического общения и солидарности в российском обществе. Программа характеризует специфику содержания предметной области «ОДНКНР» и особенности ее реализации, учитывает особенности школы, образовательные потребности и запросы учащихся и их родителей (законных представителей). Данная программа является организационно-управленческой основой реализации предметной области «ОДНКНР», регламентирует организацию обучения учащихся в рамках соответствующей предметной области. Предметное содержание. Программа определяет: - содержание предметной области «ОДНКНР»; - требования к результатам освоения содержания предметной области «ОДНКНР»; - порядок достижения планируемых результатов к указанным срокам; - контроль процесса освоения содержания и достижения планируемых результатов обучения, предупреждение и устранение возможных несоответствий, своевременное внесение корректив. Содержание программы: - Модуль №1. «Я - человек» (45 ч.). Темы: «Происхождение и сущность человека», «Человек как творец и продукт культуры», «Человек и природа», «Человек как нравственное существо», «Человек – созидатель», «Человеческие потребности и их удовлетворение»; - Модуль №2. «Я, моя семья, мои друзья» (34 ч.). Темы: «Что такое семья?», «Члены семьи и их роль. Воспитание в семье», «Семейные взаимоотношения», «Семья в современном мире», «Я и мои друзья»; - Модуль №3. «Я и культура моего народа» (54 ч.). Темы: «Россия – многонациональная страна», «Роль религии в жизни человека и общества», «Традиционные религиозные культуры в России», «Историческая судьба моего народа», «Традиции моего народа», «Язык традиционной культуры», «Герои, памятники и святыни моего народа», «Необходимость борьбы с национализмом, экстремизмом и ксенофобией»; - Модуль №4. «Я - гражданин России» (32 ч.). темы: «Россия – наша большая Родина», «Роль русского народа и русского языка в истории России», «Конституция и законодательство России о межнациональных отношениях», «Объединяющие основы и ценности национальных культур». Формы и способы организации учебного процесса. Предметная область «ОДНКНР» реализуется в двух формах: 1) включение тем и вопросов, направленных на решение задач предметной области «ОДНКНП» в рабочие программы учебных предметов и курсов, относящихся к другим предметным областям (русский язык, литература, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология); 2) работа по освоению предметной области «ОДНКНР» в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся, которая включает в себя игровую и научно-познавательную деятельность, учебные проекты, проблемно-ценностное общение, участие в самоуправлении, досугово-развлекательные мероприятия, художественное творчество, военно-патриотический, общественно-полезный, социальный, трудовой и спортивно-соревновательный виды деятельности, туризм и краеведение. Темы предметной области ОДНКНР включаются в рабочие программы вышеперечисленных учебных предметов с пометкой «ОДНКНР» и выделяются курсивом. В классном журнале данные пометки не выполняются, но тема по ОДНКНР записывается наряду с основной темой учебного предмета и таким образом фиксируется прохождение материала по предметной области ОДНКНР. Кроме того, классные руководители при составлении Программ воспитания и социализации учащихся включают темы ОДНКНР в классные часы, беседы и др. мероприятия с обязательной пометкой ОДНКНР и выделяют данные темы курсивом. Система контроля и оценки планируемых результатов. Реализация предметной области «ОДНКНР» проходит по безотметочной системе, так как специфика данной предметной области и формы ее реализации позволяет применять опосредованные оценочные процедуры измерения результатов и эффекта учебно-воспитательного процесса. В ходе изучения предметной области «ОДНКНР» предусмотрено проведение анкетирования, диагностик на выявление уровня формирования нравственной и культурологической компетенций. В рамках изучения данной предметной области учащиеся проходят промежуточную аттестацию в форме итогового индивидуального проекта, доклада, реферата, эссе, презентации (по выбору учащегося в рамках одного учебного предмета, в изучение которого включаются темы предметной области «ОДНКНР») по итогам учебного года, что является итоговом результатом изучения предметной области «ОДНКНР» по итогам каждого года изучения (5-8 классы) и по итогам всего курса изучения данной предметной области (9 класс). Текущими результатами следуют считать и посещение учащимися учебных занятий, предусмотренных обязательной частью учебного плана, в которые включены часы на изучение предметной области «ОДНКНР», а также мероприятий в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся. По результатам изучения данной предметной области учащийся аттестуется или не аттестуется. Способы реализации межпредметных связей. Организационная форма реализации программы предполагает интеграцию тем по изучению «ОДНКНР» в учебные предметы и реализацию межпредметных связей: русский язык, литература, история, обществознание, музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура, технология. При этом предусматривается и изучение предметной области «ОДНКНР» в рамках реализации Программы воспитания и социализации учащихся через классные часы, беседы. Система внеурочной деятельности. Формы внеурочных занятий по предметной области «ОДНКНР»: - экскурсионные посещения культовых объектов, музеев, выставок, объектов культурного наследия, архитектурных ансамблей, природных заповедников, садов и парков; производственных учреждений, заводов, памятных мест, культурных и природных ландшафтов, связанны с историей формирования народов и иных этнических общностей, с событиями, жизнью выдающих личностей Ставропольского края; - индивидуальные итоговые проекты по определенным темам, связанным со сферой духовной жизни, и их защита, доклады, выступления, выставки творческих работ, презентации; - встречи со знаменитыми людьми, ветеранами, спортсменами, деятелями культуры и искусства региона, города, села по определенной тематике; - виртуальные и реальные путешествия по родному краю, по музыкальным, литературным и историческим страницам истории Ставропольского края, по героическим местам, связанным с памятью о предках, с творчеством поэтов и писателей, художников Ставрополья и др.; - лекции и диспуты по историко-культурной, мировоззренческой тематике; - фестивали, на которых учащиеся творчески выражают свои знания и умения, исполняя народные танцы и песни, читая стихи региональных поэтов, устраивая выставки своих работ, фотографий, произведений своего изобразительно-прикладного творчества. Система работа с родителями (семьями) обучающихся. Особая роль в реализации программы отводится родителям, так как только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие ребенка. Многие темы, изучаемые в курсе ОРКСЭ, ОДНКНР, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как: интервью с родителями, сочинение-рассуждение, выполнение творческой работы, анкетирование родителей, проведение тематических классных часов с приглашением родителей, конкурсы рисунков. Учащиеся совместно с родителями пишут сочинения, рассказывают о позитивном опыте своей семьи, изучают ее историю, сопоставляют эту историю с историей своего народа и страны в целом, изучают гинеалогию и т.д. При этом обязательно учитывается, что не каждый учащийся живет в семье и тем более в полноценной и благополучной семье, опытом и историей которой можно гордиться, поэтому любой публичный разговор и обмен информацией на эти темы возможен исключительно на добровольной основе. |
8. Методическое обеспечение процесса реализации практики |
- Методические рекомендации для учителей, реализующих предметную область ОДНКНР, по разработке модели интеграции урочной и внеурочной деятельности; - Положение по разработке рабочих программ по духовно-нравственному направлению внеурочной деятельности; - Технологическая карта урока с элементами ОДНКНР. Содержание программы является модульно-вариативным, поэтому УМК для его реализации определяется примерно с опорой на рекомендованные по соответствующим учебным предметам УМК (т.е. те, в которые интегрированы темы ОДНКНР) в Федеральном перечне учебников. |
9. Сведения о внедрении и тиражировании практики |
Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий |
10. Контроль за качеством реализации практики |
Формы контроля: - тематический «Соответствие рабочих программ учебных предметов: русский язык, литература, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка, технология требованиям ФГОС ООО в части реализации обязательной предметной области ОДНКНР»; - персональный «Соответствие образовательной деятельности и подготовки учащихся учителем русского языка и литературы (истории и обществознания, изобразительного искусства, музыки, технологии), осуществляющим образовательную деятельность по вопросу реализации обязательной предметной области ОДНКНР, требованиям ФГОС» 2. Периодичность осуществления контроля – 1 раз в полугодие. Мониторинг удовлетворенности результатами образования (анкетирование родителей/ законных представителей обучающихся). |
Урок истории в 6 классе с модулем ОДНКНР
Выступление на РМО зам.директоров по ОДНКНР
Презентация о реализации предметной области ОДНКНР ТАРАНУШЕНКО
Презентация 6 класс учитель ЛИПЕНЦЕВА
Приложение 2 Методическое сопровождение