Формирование единой образовательной среды на основе реализации сетевых проектов для духовно-нравственного развития обучающихся

Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР

1. Субъект РФ

Курская область

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Стрельникова Галина Николаевна

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Льгова им. В.Б. Бессонова»

4. Полное название представляемого материала

Формирование единой образовательной среды на основе реализации сетевых проектов для духовно-нравственного развития обучающихся

5. Временные показатели реализации практики

3 года (каждый учебный год без перерывов)

6. Вариант реализации практики

система уроков и внеурочной деятельности

7. Содержательные компоненты практики

1. Концептуальная основа практики

Дистанционные сетевые проекты способствуют формированию единого образовательного пространства для духовно-нравственного развития учащихся, детей и подростков, развитию универсальных учебных действий, лучшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья независимо от возраста ребёнка, места его обучения и проживания.

2. Цели реализации практики.

Духовно-нравственное развитие обучающихся.

3. Задачи реализации практики:

- создать условия для воспитания у обучающихся уважительного отношения к культуре своего народа, его традициям, обычаям;

- развивать познавательную активность и творческие способности обучающихся.

4. Планируемые результаты реализации практики.

Личностные:

- проявление чувства уважительного отношения к родной стране, выражающееся в интересе к ее традициям;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные:

- освоят ключевые понятия курса.

5. Предметное содержание.

В качестве предметного содержания сетевых проектов выбираются большие или значимые темы предмета ОДНКНР. Тема проекта выбирается таким образом, чтобы использование информационных технологий и сетевого взаимодействия было оправданным.

6. Формы и способы организации учебного процесса.

Сетевые проекты могут быть организованы в виде:

- викторин по различным темам (вопросы могут подготовить учителя и учащиеся);

- коллективного написания рассказов, сказок;

- издание газет (проведение специальных выпусков газет или проведение конкурса на лучшую газету);

- имитаций путешествий;

- исследований по публикациям (об исторических аспектах РФ, моделирования исторических событий).

7. Использование при реализации практики образовательных технологий.

Проектные методы обучения.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых и других видов обучающих игр.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

8. Формы и способы применения ИКТ.

Средства информационных технологий позволяют учащимся расширить свой кругозор за счет современных телекоммуникационных сред, научиться отбирать информацию, преобразовывать ее в соответствии с содержанием, систематизировать представлять эту информацию в Сети.

9. Система контроля и оценки планируемых результатов.

Контроль и оценка образовательных результатов осуществляется дистанционно и поэтапно, по ходу проектной деятельности обучающихся.

Для оценивания каждого этапа проекта создана специальная страница. Каждый этап проекта оценивает дистанционно экспертная комиссия из представителей КИРО и священнослужителей.

На странице сайта «Рефлексия» дети дистанционно отвечают на вопросы: Что вам понравилось в данном проекте? Какие

трудности у вас возникали? Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в проекте?

10. Использование при реализации практики ресурсов культурно-просветительских, научно-педагогических и религиозных организаций.

При реализации практики привлекаются ресурсы духовно-просветительского центра Никольского собора г. Льгова и межкафедральной учебной лаборатории духовно-нравственного воспитания и развития КИРО.

11. Система работа с родителями (семьями) обучающихся.

Родители обучающихся принимают участие в сетевых образовательных проектах в качестве руководителей детских команд.

8. Методическое обеспечение процесса реализации практики

1. УМК: Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин P.M./Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс. Изд-во «Русское слово». 2012.- 96с.

2. Программы и пособия:

- Основы религиозных культур и светской этики: вопросы методики. Часть I. Изучение модулей «Основы православной культуры» и «Основы светской этики» (методические разработки уроков): методическое пособие / Под общ.ред.О.Н. Дьяченко.–Курск:ООО «Учитель», 2014. – 306 с.

- Основы православной культуры. Учебная программа.- Курск: КГУ,2006.

- Основы религиозных культур и светской этики: вопросы методики. Часть II. Изучение основ духовно-нравственной культуры народов России во внеурочной деятельности: методическое пособие./ Под общ. ред.О.Н. Дьяченко.– Курск, 2014. – 98 с.

- Пасха: сборник внеклассных мероприятий /сост. Т.В. Иволгина .–Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2015. –85 с.

- Проектирование региональной системы духовно-нравственного воспитания и детей и молодежи: сборник статей и методических материалов/ сост. Иволгина Т. В. – Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2013. – 176 с.

9. Сведения о внедрении и тиражировании практики

1. Включение практики в программы повышения квалификации учителей на региональном уровне «Особенности проектирования и реализации образовательных программ предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОГБУ ДПО КИРО).

2. Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий на муниципальном и региональном уровнях:

2014 г. - Семинар учителей начальных классов г. Льгова. Выступление. «Формирование основных образовательных компетентностей в урочное и внеурочное время».
2014 г. - Семинар – практикум в рамках стажировочной площадки «Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках социальной интеграции». Выступление. «Реализация сетевых проектов в формировании единого образовательного пространства для духовно-нравственного развития учащихся, детей и подростков». ОКОУ «Льговская школа – интернат VIIIвида»
2015 г.- Научно – образовательные Знаменские чтения» Русская цивилизация в свете исторического выбора святого князя Владимира» г. Льгов. выступление «Духовно – нравственное воспитание в образовательных учреждениях»
2015 г. - Мастер – класс «Совершенствование профессионального мастерства учителя в контексте подготовки к конкурсам в области педагогики и воспитания».

2016 г. – Доклад «Особенности проектирования и реализации образовательных программ предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нраДоклад

Научно-методическое сопровождение

инновационных проектов в области

духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» на заседании регионального отделения

УМО по предметной области ОРКСЭ, ОДНКР.

Задать вопрос x