Предметная область ОДНКНР в системе духовно-нравственного развития обучающихся в образовательной организации

Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР

1. Субъект РФ

Ростовская область

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Пигина Александра Анатольевна, директор

Боричевская Надежда Михайловна, учитель русского языка и литературы, ОДНКНР

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 73»

4. Полное название представляемого материала

Предметная область ОДНКНР в системе духовно-нравственного развития обучающихся в образовательной организации

5. Временные показатели реализации практики

С 2005 года

6. Вариант реализации практики

- в урочной форме за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;

- во внеурочной деятельности;

- при изучении учебных предметов других предметных областей (модуль, включенный в рабочую программу)

7. Содержательные компоненты практики

Концептуальная основа. Предметные области, учебные предметы, внеурочные занятия, программа воспитания и социализации школьников объединены на платформе духовно-нравственного становления личности учащихся. Стержнем «одухотворенности» содержания образования стала программа «Основы православной культуры». Комплексный подход в реализации ОДНКНР осуществляется посредством учебной программы «Основы православной культуры», модулей учебных предметов, внеурочных форм организации образовательной деятельности, системных событий гражданского, культурного, социального характера.

Предметное содержание. Содержательная линия урочной и внеурочной деятельности выстраивается на основе программы «Основы православной культуры» следующим образом:

1. на уровне основного общего образования реализуется курс вариативной части «Основы православной культуры» (5-9 классы);

2. в содержание учебных предметов 5-9 классов включаются модули духовно-нравственной направленности, которые обогащают отдельные темы; модули разрабатываются учителями-предметниками;

3. план внеурочной деятельности включает разные формы духовно-нравственного развития учащихся;

4. план воспитательной работы содержит блок духовно-нравственной направленности;

5. сетевые события: паломнические поездки, Димитриевские чтения, благотворительные православные выставки, традиционные православные праздники.

Формы и способы организации учебного процесса. Выписка из Пояснительной записки Учебного плана МБОУ г. Ростова-на-Дону «Школа № 73»: «Курс «Основы православной культуры» продолжает линию курса начальной школы «Основы религиозных культур и светской этики». Содержание курса формирует мировоззрение учащихся на основе духовно-нравственных ценностей и культурно-исторических традиций народов России. Основные формы организации занятий – деловые игры, имитация социальных ситуаций, обсуждение реальных поступков, кейс-методики, работа с историческими документами, экскурсии, дискуссии».

Учебный план:

-Учебный предмет в обязательной части – ОРКСЭ (ОПК) в 4 классе – 1 час;

-Учебный предмет в части, формируемой участниками образовательных отношений – ОПК – 5-9 классы по 1 часу.

План внеурочной деятельности:

-Курс «Дон. Традиция. Культура» во 2-3 классах по 1 часу.

Целевые ориентиры и организационные формы:

-информационно-коммуникативные (беседа, дискуссия, диалог, встреча с интересными людьми, презентация);

- проблемно-ориентированные («мозговой штурм», вопрос-проблема, акция, исследование)

-практико-познавательные (наблюдение, игра, творческая мастерская, экскурсия, акция)

- продуктивно-презентабельные (выставка, галерея, фестиваль, ярмарка, детская конференция, проект);

- интеллектуально-результативные (олимпиада, конкурс, фестиваль, интерактивная игра);

- творчески-оригинальные (уроки чувств, уроки характера, уроки социальной ответственности, уроки души, уроки внутренней красоты, уроки совести, уроки добра).

Система контроля и оценки планируемых результатов. Система оценки определяется в локальном нормативном акте «Положении о текущем контроле успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации учащихся». Оценка освоения программы «Основы православной культуры» предполагает применение отметки «4» и «5» в 4-9 классах. Индивидуальные достижения учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, динамика личностного роста учащихся оцениваются разными способами.

Мониторинг проводится на основе педагогических методик в формате компьютерного теста. Система «Автоматизированной оценки и анализа личностных и метапредметных результатов» содержит 25 методик, которые используются учителем, психологом, классным руководителем для анализа таких параметров, как мотивация познавательной деятельности, коммуникативные умения, ценностные ориентации. Методика «Оценка общительности» включает следующие характеристики коммуникативных действий: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи, устойчивость интереса к темам сферы коммуникативного взаимодействия. Уровень социальной зрелости ученического коллектива выявляется с помощью метода оценочного шкалирования по «Схеме экспертной оценки уровня воспитанности» (методика Н. П. Капустиной): «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха».

Способы реализации межпредметных связей. Межпредметные связи ОДНКНР с учебными предметами и разными видами внеурочной деятельности осуществляются через расширение тематического содержания, введение тем краеведческого характера, усиление практической части учебных предметов, организацию общешкольных мероприятий, событий, проектов, акций.

Управленческий уровень: проведение методических семинаров в коллективе с целью координации действий в решении актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания; совещаний по итогам мониторинговых исследований достижения личностных результатов учащихся; организация работы над корректировкой Программы воспитания и социализации учащихся как компонента основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (ООП).

Педагогический уровень: заседания методических объединений учителей по анализу содержания рабочих программ по предмету через призму духовно-нравственного развития, заседания Педагогического совета по рассмотрению и утверждению Программы воспитания и социализации (ООП) – регулятора образовательной деятельности.

Сетевые события (экскурсии, экспедиции, выставки, праздники, конференции) объединяют содержательные ресурсы учебных предметов, усиливают эффект целостного мироощущения, мировоззрения.

Система внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности включает программы занятий и разные формы организации учащихся в ходе реализации содержания курсов. Программа воспитания и социализации учащихся определяет события, мероприятия, акции, проекты духовно-нравственного развития учащихся. Вся работа систематизирована и запланирована в Основных образовательных программах начального общего и основного общего образования. В Содержательном разделе представлены программы внеурочных занятий, воспитательные мероприятия, социально-гражданские акции, общешкольные проекты. В Организационном разделе План внеурочной деятельности содержит расписание внеурочных занятий, план воспитательных мероприятий, план деятельности детских организаций. Духовно-нравственное развитие учащихся входит во все компоненты внеурочной деятельности. Основные формы работы: клубная студия «Далекое и близкое», кружок «Русское слово», движение «Паломничество по святым местам», Димитриевские Чтения, «музейные уроки», духовно-нравственные беседы (классные часы), Фестивали «Дни культуры», «Дни памяти», акция «Милосердие», радио-марафон «У русского слова Вечная волна», Рождественский перезвон, волонтерская деятельность, кинолекторий по проблемам моральной этики, дискуссионная площадка «Семейный совет».

Система работа с родителями (семьями) обучающихся. Система работы с родителями включает:

Индивидуальное собеседование при приеме в школу.

Открытое обсуждение содержания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Вовлечение в мероприятия духовно-нравственного направления.

Активная работа Попечительского совета.

Тематические родительские собрания.

Мониторинг качества преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР.

Социологические исследования по самоопределению родителей в вопросах тематического содержания ОРКСЭ и ОДНКНР.

Родители учащихся активно обсуждают содержание курсов по православной культуре, вносят свои предложения в организацию воспитательной работы, принимают участие в паломнических поездках, поддерживают атмосферу духовно-национальных ценностей, гражданских принципов и моральных норм. Сегодня школа опирается на инициативных и ответственных родителей:

12% наших родителей входят в органы управления школой: Совет школы, Родительский комитет, Попечительский совет, классные комитеты;

20% родителей – активные участники школьных мероприятий духовно-нравственного и патриотического направления – организаторы экскурсий, праздников, конкурсов;

60% родителей принимают участие в форумах, дискуссионных площадках по проблемам духовно-нравственного воспитания, профессионального самоопределения учащихся, повышения качества образования;

10% - это надежные помощники-единомышленники, они сотрудничают с учителями в решении трудных вопросов воспитания, поддерживают миссию школы.

8. Методическое обеспечение процесса реализации практики

- Шевченко Л.Л. Основы православной культуры. Методическое пособие для учителя. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2016.

- Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 5 класс. В 2-х книгах. Учебное пособие для средних классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2015

- Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 6 класс. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2015

- Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 7 класс. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2015

- Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 8 класс. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2012.

- Шевченко Л.Л. Православная культура (духовно-нравственная культура). 9 класс. В 2-х книгах. Учебное пособие для средних и старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2013.

9. Сведения о внедрении и тиражировании практики

Публикации:

- Духовно-нравственное воспитание: педагогические сюжеты школ Советского района. Методическое пособие. Ростов-на-Дону. Издательство ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО. 2016.

- Преподавание основ православной культуры в школах Ростова-на-Дону. Опыт сотрудничества Управления образования Ростова-на-Дону и Ростовской-на-Дону епархии Русской Православной Церкви. Справочное издание. http://sofia.ortox.ru/files/2013/09/

- Готовится к публикации описание практики на сайте ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

Включение практики в программы ПК:

- программа повышения квалификации «Реализация ОДНКНР средствами этнокультурного (казачьего) компонента регионального образования» (ГБОУ ДПО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»);

- программа ПК «Основы теологического образования» (Московская Православная духовная Академия): доклад по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности как субъекта культуры в МБОУ СОШ №73»

Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий, представление практики на конференциях:

Открытые уроки и мероприятия, семинары, совещания, дискуссии, коллективные проекты, социально-гражданские акции;

2016 год - практико-ориентированный семинар-совещание на тему: «ОРКСЭ и ОДНКНР в планах УВР начальной школы. Делимся опытом организации учебной и внеурочной деятельности по реализации предметной области ОДНКНР в сотрудничестве с Ростовской-на-Дону епархией».

2017 год – доклад на семинаре «Контроль и оценка на уроках православной культуры».

2018 год – доклад на семинаре «Христианские принципы воспитания – основа патриотизма»,

- на региональном уровне

2014 год - областная конференция «Содержательные линии курса основ православной культуры в плане учебно-воспитательной работы школы». Живой диалог с Л.Л. Шевченко, автором учебно-методических комплектов по основам православной культуры.

2017 год - сертификат выдан Боричевской Н.М., участнику XXI Димитриевских образовательных чтений «1917-2017: уроки истории Донского края».

10. Контроль за качеством реализации практики

1. Рассмотрение и утверждение рабочих программ ОРКСЭ и ОДНКНР.

2. Посещение уроков, внеурочных занятий, воспитательных мероприятий.

3. Обратная связь на официальном сайте школы.

4. Участие и победы учащихся в конкурсах, выставках, конференциях, фестивалях.

5. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

8. Наличие банка контрольно-измерительных материалов.

Сборник Духовно-нравственное воспитание 2016

Задать вопрос x