Программа факультативного курса «Духовно-нравственная культура народов России. Святыни православной Руси» для учащихся 5-8-х классов
Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР
1. Субъект РФ |
Архангельская область, город Архангельск |
2. Автор (ы) (ФИО полностью) |
Друганова Елена Александровна, Кузнецова Елена Ивановна, Шумилова Виктория Алексеевна. |
3. Образовательная организация (полное название) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 26» (МБОУ СШ № 26) |
4. Полное название представляемого материала |
Программа факультативного курса «Духовно-нравственная культура народов России. Святыни православной Руси» для учащихся 5-8-х классов |
5. Временные показатели реализации практики |
Программа факультативного курса «Духовно-нравственная культура народов России. Регулярность реализации практики – каждый учебный год без перерывов в течение 4-х лет (5-8 классы). |
6. Вариант реализации практики |
Внеурочная деятельность. Программа рассчитана на 4 года. Объем программы – 68 учебных часов. Количество учебных часов в год – 17. |
7. Содержательные компоненты практики |
1. Цели реализации практики. Формирование гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. 2. Задачи реализации практики. - способствоватьформированию нравственной культуры обучающихся, развитию у них познавательного интереса к истории и культуре России; - помочь приобрести новые знания об истории Отечества через знакомство с традициями православной культуры, духовным наследием Русского Севера; - формировать у обучающихся умение работы с различными источниками информации, анализировать, обобщать и делать выводы. 3. Планируемые результаты реализации практики: - приобретение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям; - приобретение опыта самостоятельного общественного действия - развитие умения адекватно оценивать свои и чужие достижения. 4. Предметное содержание. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обеспечивает содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся. Программа курса включается содержание, структурированное по следующим блокам: Блок 1 - «Лики святой Руси». Блок 2 - «Храмы православного мира. Религиозное искусство». Блок 3 « Монастыри». 5. Использование при реализации практики образовательных технологий. При реализации курса ОДНКНР педагоги используют интерактивные образовательные технологии: технологию проблемного обучения, проектную деятельность, исследовательскую деятельность, ТРИЗ, виртуальные экскурсии 6. Использование при реализации практики ИКТ-технологий. Слайдовая презентация (подготовленная учителем или обучающимся по теме урока, проекта, исследования), видео (художественные, научно-популярные, мультипликационные фильмы), разработка обучающимися игр, тестов и кроссвордов, интерактивная доска (выполнение заданий по темам). 7. Система контроля и оценки планируемых результатов. Оценка результатов предусмотрена в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся. Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации, исследовательской работы или творческой работы в любой форме. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале. Обучающиеся должны уметь понимать задачу, формулировать проблему, находить информацию, несколько вариантов решения проблемы, работать в коллективе / группе, инициировать учебное взаимодействие с взрослыми, связно излагать материал, уверенно держаться во время выступления, полно отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения. Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. По итогам года обучающийся аттестуется / или не аттестуется (запись в журнале – «изучено/не изучено», «зачет/незачет»). В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки России от 09.01.2018 года №08-96 с 01.09.2018г. предусмотрена оценочная система по предметной области ОДНКНР. 8. Организация внеурочной и внеклассной деятельности. Клуб «Добрые лица» для обучающихся 7-11 классов, цель которого: духовно-нравственное воспитание на примерах из жизни известных людей, образцах классической литературы и искусства. Гостиная «За круглым столом» для обучающихся 5-11 классов. Цель – поиск и поддержка одарённых детей, каждый из которых наделён каким-либо талантом. Благотворительные Рождественские и Пасхальные ярмарки для обучающихся 1-11 классов, цель которых – сбор средств на строительство храма, обновление фонда школьной библиотеки, помощь детям с ОВЗ и детскому онкологическому отделению областной больницы. Ежегодные Рождественские чтения для обучающихся 4-8 классов. Их цель (как и цель малых Ломоносовских чтений и школьной научно-практической конференции «Первые шаги») – активное вовлечение обучающихся в поисковую, учебно-исследовательскую деятельность, расширение и углубление знаний в области духовно-нравственной культуры. Система классных часов – неотъемлемая составляющая работы классного руководителя по воспитанию обучающихся (классные часы традиционно проводятся еженедельно по вторникам), в состав которой входят единые классные часы, посвящённые определенной дате. Дополнительно у каждого классного руководителя есть своя собственная система тематических классных часов, ориентированная на духовно-нравственное воспитание обучающихся данного класса. В их число входят: - система классных часов «Уроки Доброты», 1-4 класс; - система классных часов «Уроки нравственности», 5-7 класс; - система классных часов «Самопознание. Самосовершенствование. Саморазвитие», 8-11 класс. 9. Система работа с родителями (семьями) обучающихся. Дискуссионный клуб для обучающихся 8-х классов и их родителей. В качестве домашнего задания родители и дети читают книгу, затем собираются за круглым столом в школе и обсуждают её по определенному кругу проблемных вопросов. Родительские собрания для родителей обучающихся 5-х классов о целях и задачах предметной области ОДНКНР; для родителей обучающихся 6-х классов Беседы с родителями обучающихся 5-9 классов о семье, взаимоотношениях между родителями и детьми, о трудностях, возникающих в жизни современных подростков. |
8. Методическое обеспечение процесса реализации практики |
1. Авторская программа факультативного курса «Духовно-нравственная культура народов России. Святыни православной Руси» для учащихся 5-8-х классов 2. Разработка педагогами технологических карт уроков курса. |
9. Сведения о внедрении и тиражировании практики |
1. Участие в конкурсе методических разработок «Есть идея!» в рамках городских педагогических чтений «Свет Руси» в номинации «Программа духовно-нравственного воспитания», I место, 2014. 2. Презентация программы на городской конференции руководящих и педагогических работников системы образования муниципального образования «Город Архангельск», секция «Программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в области духовно-нравственной культуры и этнокультурного краеведения в контексте ФГОС», 2015. |
10. Контроль за качеством реализации практики |
Мониторинг участия обучающихся и учителей в конкурсах, конференциях, чтениях, ярмарках с духовно-нравственной составляющей (количественные и качественные показатели) – 1 раз в четверть, итоги подводятся 2 раза в год. С 01.09.2018 года – контроль успеваемости и качества– 1 раз в четверть, итоги подводятся 2 раза в год. |