Историческое краеведение как ресурс духовно-нравственного развития обучающихся
Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР
1. Субъект РФ |
Кировская область |
2. Автор (ы) (ФИО полностью) |
Домнина Марина Владимировна, Маркова Наталья Евгеньевна, Воронова Галина Николаевна |
3. Образовательная организация (полное название) |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова |
4. Полное название представляемого материала |
Историческое краеведение как ресурс духовно-нравственного развития обучающихся |
5. Временные показатели реализации практики |
Более 3 лет |
6. Вариант реализации практики |
Внеурочная деятельность обучающихся (в форме факультатива, кружка). В Гимназии историческое краеведение преподается отдельными курсами. На его изучение выделены часы внеурочной деятельности (5, 6, 7 кл.); часы из части, формируемой участниками образовательных отношений (6 кл.), часы регионального компонента (9 кл.): 5 кл. - История Вятского края (34 ч.) (общекультурное направление внеурочной деятельности); |
7. Содержательные компоненты практики |
1. Концептуальная основа практики. Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования по истории, идеям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Ее основа — изучение истории Вятского края. Авторами учитываются особенности православной, старообрядческой и мусульманской культур региона. Она предназначена для учителей истории, исторического краеведения общеобразовательных организаций Кировской области. 2. Цели реализации практики. Образование, развитие и воспитание школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов. 3. Планируемые результаты реализации практики. Личностные результаты изучения истории Вятского края обучающимися основной школы включают: - развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение проблем, стоящих перед Кировской областью. Метапредметные результаты изучения истории Вятского края обучающимися основной школы включают: - овладение целостным представлением об историческом пути народов Вятского края; 4. Предметное содержание. Содержание программы предполагает расширенное и углубленное изучение истории Вятского края. Программа рассчитана на обучающихся основного общего образования. Курс краеведения для 5 кл. носит пропедевтический характер. В основе лежит принцип концентра: Я (личность) — семья — улица — город (поселение) — родной край. Каждое занятие имеет четкую структуру, включает в себя справочные материалы, библиографию. Курсы с 6 по 9 кл. построены по хронологическому принципу. Данный подход позволяет синхронизировать изучение краеведения с историей России. Таким образом, на примере истории родного края можно иллюстрировать общероссийские исторические процессы, события. Каждый курс насчитывает по 34 часа (всего — 170 часов.). Программа распределяет часы по разделам каждого курса, а количество часов, предполагающихся на изучение конкретной темы курса, является примерной. В каждой теме курса выделены ценностные компоненты. |
8. Методическое обеспечение процесса реализации практики |
Авторские разработки: 1. Воронова, Г.Н. Программа дополнительного образования учащихся «История Вятского края»: 5-9 кл./Г.Н. Воронова, М.В. Домнина, Н.Е. Маркова. Киров: ООО «Омега», 2013. 88 с. ISBN 978-5-905707-14-8; 2. Домнина, М.В. Модели учебных занятий (методическое пособие) по курсу дополнительного образования учащихся «История Вятского края». 5 кл./М.В. Домнина. Киров: ООО «Омега», 2017. 184 с. ISBN 978-5-905707-37-7. В методическом пособии к каждому занятию разработана система заданий, предполагающая самостоятельную работу с текстами, документами. Кроме того, могут быть созданы учебные ситуации, при которых обучающийся выступает активным субъектом образовательного процесса, когда ученик может и должен опираться на социальный опыт (включая опыт своей семьи). Так, обучающиеся изучают свою семью, составляют родословную, привлекая семейные архивы и знания родственников; исследуют историю учебного заведения, улицы и города, в котором они живут. Отдельные темы посвящены изучению традиций региона, что открывает широкие возможности для проектной и исследовательской деятельности. Учителем разрабатывается перечень тем, которые обучающиеся могут взять в качестве исследования, проекта. Результат работы обучающиеся представляют на занятии, сопровождая презентацией. |
9. Сведения о внедрении и тиражировании практики |
1. Публикации: - Домнина, М.В. Мастер-класс «Каждому мила своя сторона» (о программе «История Вятского края» для основной школы)/М.В. Домнина, Н.Е. Маркова//Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального и основного общего образования: сборник материалов участников областного научно-практического семинара 24 октября 2017 г./науч. ред. и авт.–сост. Ю.В. Першина, Т.Ю. Еремина. Киров: ИРО Кировской области, 2017. 96 с. (Серия «Федеральные государственные образовательные стандарты»). ISBN 978-5-91061-487-5. - Домнина, М.В. Ресурсы исторического краеведения в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО (из опыта работы педагогов МОАУ «Гимназии имени А. Грина»)/М.В. Домнина//Вопросы социализации, воспитания, образования детей и молодёжи. Вып. 13. Ч. 2/отв. ред. А.Г. Поляков. Киров: ООО «ВЕСИ», 2018. 182 с. ISBN 978-5-4338-0225-4. 2. Открытые занятия и мастер-классы (в рамках курсов повышения квалификации КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области»): - Ноябрь 2014 г. - Домнина М.В. представила открытое занятие по теме «Откуда пошла земля Вятская. Основание города Вятки (7 кл.)»; - Ноябрь 2014 г. - Маркова Н.Е. представила открытый урок по теме «Вятский край в древнейшее время: археологические находки на территории края (6 кл.)»; - Ноябрь 2014 г. – Воронова Г.Н. представила открытое занятие по теме «Письма судьбы (письма с фронта Великой Отечественной войны)» (9 кл.); - Октябрь 2015 г. - Домнина М.В. провела мастер-класс по теме «Краеведение как ресурс духовно-нравственного воспитания». - Октябрь 2017 г. - Домнина М.В., Маркова Н.Е. представили мастер-класс по теме «Преподавание исторического краеведения в основной школе: проблемы и перспективы». |
10. Контроль за качеством реализации практики |
1. Анализ результатов реализации практики на методическом совете Гимназии, кафедре предметных областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области» (ежегодно); 2. Мониторинг оценки сформированности личностных результатов в рамках ФГОС (опросники «Личностный рост», «Региональная идентичность») (ежегодно). |