Реализация модуля «Тайны моего города» (Программа курса ОДНКНР «Край, в котором я живу») в проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Данные об успешной практике реализации предметной области ОДНКНР

1. Субъект РФ

Орловская область

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Выставкина Анастасия Олеговна

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №23 с углублённым изучением английского языка г. Орла

4. Полное название представляемого материала

Реализация модуля «Тайны моего города» (Программа курса ОДНКНР «Край, в котором я живу») в проектной и исследовательской деятельности обучающихся

5. Временные показатели реализации практики

Каждый учебный год без перерывов

6. Вариант реализации практики

Модуль «Тайны моего города» адресован обучающимся 5-9 классов и включен в программу курса ОДНКНР «Край, в котором я живу». Курс интегрирован в программу воспитания и социализации обучающихся на уровне ООО.

Занятия внеурочной деятельностью охватывают весь уровень основного общего образования (5-9 кл.), проводятся на постоянной основе (1 раз в неделю), в соответствии с планом внеурочной деятельности и рабочей программой курса.

7. Содержательные компоненты практики

1. Концептуальная основа практики.

Практика реализуется на основе программы внеурочной деятельности «Край, в котором я живу» разработана с учетом положений письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении государственного образовательного стандарта общего образования», требований ФГОС ООО, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Историко-культурного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Цели реализации практики: воспитание патриота, принимающего судьбу родного города, страны как свою собственную, осознающего ответственность за настоящее и будущее Орла, через формирование уважительного и бережного отношения к духовному историческому наследию города.

3.Задачи:

- создание условий для формирования представлений об историческом прошлом города Орла, его культурном и архитектурном наследии;

- формирование представлений о вкладе деятелей культуры в развитие города;
развитие навыков поиска, изучения, анализа и систематизации материала по истории города Орла;

- развитие навыков работы с различными источниками информации (архивными документами, литературными произведениями, свидетельствами очевидцев, Интернет-ресурсами);

- формирование базовых представлений о топонимике, градостроительстве, архитектуре.

4. Планируемые результаты реализации практики.

Личностные результаты:

- самостоятельность суждений и личная ответственность за свои поступки и действия, за настоящее и будущее своего города;
потребность высказывать свою точку зрения, касающуюся проблем развития города;
чувство уважения к историческому наследию своего народа, понимание необходимости сохранения исторических и культурных памятников;

- уважение к делам и трудам земляков, гордость за их успехи и достижения;

- интерес к духовным традициям и истории родного края.

Метапредметные результаты:

учащиеся научатся:

- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
планировать, контролировать и оценивать действия в рамках исследовательской и проектной работы в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; прогнозировать и оценивать конечный результат, контролировать качество выполнения работы;

- изучать и систематизировать, анализировать информацию исторических и современных источников по истории города, вести поисково-исследовательскую работу;

- сотрудничать с соучениками, работать коллективно;

- представлять результаты своей деятельности в форме презентаций, реконструкций, докладов, сообщений, видео, альбомов.

Предметные результаты:

учащиеся научатся:

- рассказывать об истории края и культовых зданий города Орла;

- объяснять значение понятий, связанных с историей края;
высказывать правильные суждения о значении исторического и культурного наследия предков.

5. Содержание предмета.

Курс «Край, в котором я живу» предназначен для изучения в 5-7 классах и призван дать учащимся представление о развитии региона, включая в себя сведения из политических событий, развития экономики, военных потрясений на территории региона, социальных преобразований региона, культурного наследия. Содержание программы охватывает различные периоды развития Орловщины, что даёт возможность изучить историю родного края, познакомить учащихся с интересными фактами развития малой родины.

Изучение курса предполагает реализацию межпредметных связей с другими предметами школьной программы: изобразительным искусством (дети рисуют храмы, элементы наличников и т.д.), технологией (вышивают, создают макеты из подручных материалов), литературой (изучают произведения орловских писателей и реконструируют исторические факты), географией (создают карту достопримечательностей города), историей, обществознанием, краеведением, геометрией, биологией, английским языком. Все зависит от выбранной учеником темы проекта и его способностей. Например, в следующем году планируется исторический проект на английском языке «Каменное узорочье».

6. Формы и способы организации учебного процесса.

Курс носит практико-ориентированный характер: учащиеся самостоятельно выбирают проблему, над которой хотят работать на протяжении всего года или нескольких лет (в зависимости от сложности и масштабности темы). В случае затруднения, учитель предлагает выбор из своего списка.

В ходе изучения курса дети самостоятельно получают информацию из предложенных материалов, проводят проектно-исследовательскую работу по изучению краеведческого материала.

Исследовательская деятельность: изучение материалов, экскурсии, встречи с интересными людьми (беседы, лекции, мастер-классы, практикумы, викторины, квесты и т.д.), посещение музеев

Проектная деятельность: создание проектов информационных/прикладных/творческих/социальных.

Краеведение изучается с применением современных активных методов обучения (проектный, исследовательский) и воспитания. В содержание курса включены не только вопросы, связанные с историей края, но и с его духовной культурой, в том числе религиозной.

Группы обучающихся формируются в составе от 10 до 15 человек, что позволяет организовывать полноценную групповую и парную работу, которые наряду с фронтальной и индивидуальной формами организации учебного процесса активно используются на занятиях. Смена пар и групп осуществляется в зависимости от сложности выполняемых заданий и интересов учащихся.

7. Использование при реализации практики образовательных технологий.

Технология сотрудничества. Ученики в основном работают малыми группами, состоящими из двух - пяти человек одного возраста, близких по духу и интересам. В результате совместной деятельности обучающиеся оказываются в условиях, когда отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы.

Исследовательские технологии. Работая над проектами, школьники самостоятельно исследуют, изучают, анализируют информацию исторических источников, совершают прогулки по городу в поисках интересных экспонатов, готовят материалы выступления.

Интегрированное обучение. Получение информации из разных отраслей знаний (литературы, истории, географии, мировой художественной культуры) позволяет учащимся расширять свой кругозор, подразумевает интегрирование различных технологий, методов и форм обучения через исследовательскую и проектную деятельность.

8. Формы и способы применения ИКТ.

Учитель на занятиях показывает видеофрагменты, презентации, проводит виртуальные экскурсии, квесты, ученики работают с картой, решают познавательные задания; под музыку и фотоматериалы проводятся физкультурные минутки и т.д.

Ученики используют Интернет-ресурсы для поиска информации, работают в текстовом редакторе Microsoft Word, видео-редакторах Pinnacle, Corel, готовят презентации с помощью программы Microsoft Office Power Point, используют программу Pepakura Designer 4 для создания развёртки архитектурных сооружений.

9. Система контроля и оценки образовательных результатов.

Система оценивания. На протяжении всей работы осуществляется рефлексия деятельности учащихся. После каждого этапа проводится промежуточное оценивание. Дети индивидуально или в группе обсуждают, что у них получилось, какие проблемы возникли, и отмечают свой уровень самостоятельности и успешности выполнения проекта в оценочной карте.
Учитель также оценивает труд учеников, по окончании работы пишет рецензию.
На заключительном занятии учащимся предлагается решить тот кроссворд, пройти ту викторину или тест, которые им предлагались в начале учебного года. Выполнение заданий демонстрирует достижение предметных результатов учениками, выявляет проблемы усвоения определенных блоков информации. С помощью бесед, тестов проводится рефлексия уровня саморазвития школьника – чему он научился за год, что в нем изменилось, стал ли он больше обращать внимание на достопримечательности города (церкви, здания), интересует ли его их история. Это помогает учителю выявить уровень духовно-нравственного и патриотического развития конкретного ученика и понять, в каких направлениях работать дальше.
На этапе рефлексии можно использовать «Колесо развития». Круг разделен на несколько секторов. Каждый сектор – элемент развития навыков, умений, знаний школьника. Ученику предлагается разными цветами отметить свой уровень успешности по 10-бальной системе, где 1 соответствует полному неудовлетворению в определенном секторе, 10 – полному удовлетворению. Разумеется, оценка будет субъективной, основанной на собственных ощущениях. Но это важно, так как позволяет оценить текущее состояние развитие ученика, увидеть проблемы и помочь скорректировать дальнейшую работу.

10. Использование при реализации практики ресурсов культурно-просветительских, научно-педагогических и религиозных организаций.

Деятельность осуществляется через сотрудничество с краеведами, музеями города Орла, школьным музеем С.А. Есенина, историческим факультетом Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, с библиотеками имени А.И. Крылова, И.А. Бунина, школьной библиотекой и кружком «Библиоша», редакцией школьной газеты «Исторический вестник». Происходит взаимодействие и с Русской Православной Церковью. Дети получают консультации по волнующим их вопросам у священнослужителей, посещают храмы, знакомятся с религиозными святынями.
Например, в рамках мероприятия «Я горжусь своим городом» состоялась встреча с историком и краеведом Виктором Анатольевичем Ливцовым. Ребята получили ответы на интересующие их вопросы. Полезен был рассказ о некоторых любимых историком утраченных памятных местах Орла. Старшеклассники были приглашены в библиотеку имени И.А. Бунина на конференцию по презентации книги Альберта Петровича Иванова «Россия на рубеже испытаний. Отступать некуда». Яркая патриотическая биография писателя – образец поведения подрастающему поколению. На таких встречах ученики воочию видят достойных для подражания людей. Пятиклассники встречались с доцентом Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Ольгой Георгиевной Тихоновой, которая рассказала об утраченных промыслах и истории игрушки, провела мастер-класс «Птица счастья». Ко дню Святой Пасхи состоялась встреча с отцом Михаилом – священником Введенского монастыря, с целью ознакомления с историей Великого православного праздника.
Школьники уже посетили такие музеи, как краеведческий, частный музей истории города Орла «От основания и затем…», побывали на Знаменской Богатырской заставе. В ближайшее время планируются экскурсии в дома-музеи писателей-орловцев И.С. Тургенева, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, мемориальный дом-музей полярного исследователя В.А. Русанова, расположенный в старом купеческом квартале.
Организуются обзорные экскурсии по городу Орлу и памятным местам с целью знакомства с существующими и утраченными достопримечательностями, формирования бережного отношения к памятникам и духовному наследию города. Состоялись обзорные экскурсии «Город, в котором я живу», «Утраченные храмы города Орла», «Пройдусь по закоулочкам…» (о достопримечательностях микрорайона школы).
Дети посетили Успенский (Михаило-Архангельский) собор и узнали об истории храма, его святынях, особенностях архитектуры, сегодняшней жизни прихода, его традициях, правилах поведения в христианском храме и его значении в жизни человека.
Представление результатов деятельности школьников осуществляется не только в школе на классных часах, уроках истории, обществознания, основ духовно-нравственной культуры народов России, основ религиозной культуры и светской этики, родительских собраниях, но и на библиотечных мероприятиях, конференциях исторического факультета Орловского государственного университета. Работы учеников участвовали в I Международном фестивале православной культуры и народного искусства «Традиции Святой Руси», который проводил Духовный православный центр «Вятский Посад».

11. Работа с родителями (семьями) обучающихся.

На родительских собраниях проходит предзащита проектных работ учеников, на которых детям даются рекомендации, выносятся различного рода предложения и замечания. Привлекается родительская общественность и к культурно-массовым мероприятиям – совместные экскурсии, например, на Богатырскую заставу, Конный двор в Вязках.

8. Методическое обеспечение процесса реализации практики

1. Выставкина А.О. Край, в котором я живу. Авторская рабочая программа.

2. Разработки педагога: технологические карты, конспекты учебных занятий, разработки ЭОР для виртуальных экскурсий, методические разработки бесед, сценариев мероприятий; дидактические материалы: таблицы по основным разделам истории Орловского края с древнейших времен до конца XX века; схемы по основным разделам истории края с древнейших времен до конца XX века; диаграммы и графики, отражающие статистические данные края с древнейших времен до конца XX века.

9. Сведения о внедрении и тиражировании практики

1. Включение практики в программу повышения квалификации учителей на региональном уровне "Актуальные проблемы реализации предметной области ОДНКНР в соответствии с ФГОС ООО" (на базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования".

2. Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий на уровне образовательной организации
на муниципальном уровне
на региональном уровне.

10. Контроль за качеством реализации практики

Административный контроль в форме посещения учебных занятий, мероприятий, анкетирования участников образовательных отношений, не реже 1 раза в год.

ТАЙНЫ МОЕГО ГОРОДА

Проект Рождественская церковь

Край, в котором я живу

Задать вопрос x