Учебно-методическое обеспечение преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ
Данные об успешных практиках
реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ
1. Субъект РФ |
г. Санкт-Петербург |
2. Автор (ы) |
Берсенева Тамара Александровна |
3. Образовательная организация |
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 171 Центрального района Санкт-Петербурга |
4. Модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ |
Основы православной культуры |
5. Полное название представляемого материала |
Учебно-методическое обеспечение преподавания модуля «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса ОРКСЭ |
6. Временные показатели реализации практики: |
5 лет каждый год без перерывов |
7. Структурные компоненты практики |
Методическое пособие и рабочие тетради к урокам ОПК в 4 классе |
8. Содержательные компоненты практики |
Концептуальная основа практики: обеспечение системы взаимодействия учитель-ученик на основе учебно-методического комплекта с целью формирования у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, знании истории своего народа, а также готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Предметное содержание: Раздел 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Урок 1. Россия – наша Родина Раздел 2. Основы православной культуры (28 часов) Урок 2. Православие и культура Урок 3. Библия и Евангелие Урок 4. Сотворение мира Урок 5. Православное учение о человеке Урок 6. Господь Иисус Христос – Спаситель Урок 7. Во что верят православные христиане Урок 8. Добро и зло в православной традиции Урок 9. Десять заповедей Урок 10. Десять заповедей Урок 11. Заповеди Блаженств Урок 12. Заповеди Блаженств Урок 13. Нагорная проповедь Урок 14. Добродетели и грехи Урок 15. Рождество Христово Урок 16. Православный храм Урок 17. Православные церковные Таинства Урок 18. Совесть и раскаяние Урок 19. Православная молитва Урок 20. Почитание святых Урок 21. Православные святыни и чудеса Урок 22. Милосердие и сострадание Урок 23. Православная семья Урок 24. Отношения в семье: родители и дети Урок 25. Православные и семейные праздники Урок 26. Монастырь. Духовный подвиг Урок 27. Христианское отношение к природе Урок 28. Христианское отношение к труду Урок 29. Защита Отечества Раздел 3. Заключение. Подведение итогов изучения курса Урок 30. Пасха Уроки 31–34. Подготовка творческих проектов и выступления учащихся Формы и способы организации учебного процесса. v Активизация учащихся на начало урока Тема урока определяется обучающимися исходя из соответствующих презентаций, видеосюжетов, песен, видеоклипов, которые смонтированы на слайде вводной части урока (кадр 1 DVD-диска). После просмотра материала на начало урока обучающиеся высказывают гипотезы о его содержании (кадр 2) и пробуют сформулировать тему. После обсуждения в рабочей тетради записывается тема урока (кадр 3). v Рефлексия как заключительный этап урока Каждый урок завершается рефлексией. Под рефлексией понимается выражение каждым учеником своих чувств и мыслей по теме урока. Формы рефлексии многообразны. На уроках наиболее часто используются две формы рефлексии. 1. В рабочих тетрадях в начале каждого урока изображена звездочка-индикатор, которая будет отображать отношение обучающихся к содержанию занятия. По окончании урока учитель просит закрасить звездочку тем цветом, который отражает отношение ученика к прошедшему уроку. Шкала цветов проецируется на доску (последний кадр каждого занятия на DVD-диске): -зеленый цвет – мне было интересно; -желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно; -красный – я с этим не согласен; -серый – было скучно. 2. Письменная рефлексия, которая проводится в конце урока и содержит, например, такие задания: «Что ты можешь рассказать дома о сегодняшнем уроке? Напиши опорные слова», «Что оказалось для тебя главным на уроке? Напишите это в нескольких предложениях» и т.д. Система контроля и оценки планируемых результатов. Текущий контроль осуществляется по устным ответам на уроке, на основании работы в Рабочей тетради (входит в УМК), по проектной деятельности. Способы реализации межмодульных связей. Связь с модулем «Основы мировых религиозных культур» прослеживается на уроках: Урок 3. Библия и Евангелие Урок 9, 10. Десять заповедей Урок 14. Добродетели и грехи Урок 15. Рождество Христово Урок 16. Православный храм Урок 18. Совесть и раскаяние Урок 19. Православная молитва Урок 20. Почитание святых Урок 21. Православные святыни и чудеса Урок 22. Милосердие и сострадание Урок 23. Православная семья Урок 24. Отношения в семье: родители и дети Урок 26. Монастырь. Духовный подвиг Урок 30. Пасха Связь с модулем «Основы светской этики» прослеживается в занятиях: Урок 2. Православие и культура Урок 10. Десять заповедей Урок 18. Совесть и раскаяние Урок 22. Милосердие и сострадание Урок 24. Отношения в семье: родители и дети Урок 27. Христианское отношение к природе Урок 28. Христианское отношение к труду Способы реализации межпредметных связей. - изо: уроки содержат произведения живописи на Библейские темы, иконы, изучается православный храм; конкурсы детских работ; - музыка: используются музыкальные произведения как мотиватор на начало урока (эмоциональный настрой, концентрация внимания); урок-праздник «Святки» (исполнение колядок). |
9. Методическое обеспечение процесса реализации практики |
Основы православной культуры, 4 класс: Методическое пособие / Берсенева Т.А. – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для учащихся 4-х классов. Часть I. / Берсенева Т.А. – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь для учащихся 4-х классов. Часть II. / Берсенева Т.А. – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014. Мороз А.А., Берсенева Т.А. Добрые уроки-наставления (учебное пособие для учащихся 4-5 классов). – М.: ООО ИД «Покров ПРО», 2014 Примечание. УМК имеет гриф «Допущено» Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (РПЦ) и гриф «Допущено к распространению» Издательского совета РПЦ. Рабочие тетради готовятся к переизданию в издательстве «СМИО |
10. Сведения о внедрении и тиражировании практики |
Публикации: Берсенева Т.А. Ценностное самоопределение учащихся на уроках «Основы православной культуры» в 4-х классах / Окружной этап ХХI Международных Рождественских образователь-ных чтений «Межрегиональные Знаменские чтения» // «Традиционные ценности и современный мир»: сборник материалов. – СПб АППО, 2013. – с. 107-111. Берсенева Т.А. Дети пишут на уроках православной культуры / Всероссийский научно-практический форум «Наследники победителей»: сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Духовные скрепы России: вера, единство, патриотизм». – Самара: ООО «Медиа-книга». 2016. – с. 458-463. Берсенева Т.А. К вопросу о результативности курса «Основы религиозных культур и светской этики» / Светское и духовное культурное наследие как ценностная основа формирования личности современника. Материалы Междуна-родной научно-практической конференция. – Куремя, Эстония, 2017. – С. 300-305. Берсенева Т.А. К практике преподавания модуля «Основы православной культуры» в курсе «Основы религиозных культур и светской этике» / Стратегии и практики духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся в ОУ: материалы городской научно-практической конференции с межрегиональным участием (СПб, 21 марта 2012) / Под общ. ред. Захарченко. – СПб.: Изд-во, 2012. Берсенева Т.А. Современные образовательные практики при изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (на примере модуля «Основы православной культуры») / Сб. материалов межрегиональной конференции «Социализация: от теории к практике». – СПб.: СПб АППО, 2013. – с. 102-113. Берсенева Т.А. Учебно-методическое обеспечение преподавания курса «Основы православной культуры» в 4-м классе / Культурно-исторические традиции православия: материалы международной научно-практической конференции. – Куремя, Эстония, 2014. – с. 165-170. Берсенева Т.А. Новое в преподавании модуля «Основы православной культуры» в 4-х классах / Журнал духовно-нравственной культуры «Покров». – М.: «Покров ПРО», 2015, № 8. – с. 32-36. Берсенева Т.А. В помощь преподавателю курса «Основы православной культуры» / Опыт проведения и перспективы реализации предмета «Основы православной культуры» / материалы конференции. – СПб.: АНО Духовное наследие, 2015. – с. 12-17. Берсенева Т.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание на уроках православной культуры / Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. Научно-методическое пособие / Под ред. А.Г.Козловой, Л.А. Немчиковой, А.С. Роботовой. Вып. 1. – СПб., Лингвистический центр «Тайкун», 2017 Берсенева Т.А. Исследование информационного запроса учащихся на изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» / Личность в изменяющихся социальных условиях. Красноярск, 25–26 октября 2017 года / Гордиенко Е.В. (отв. ред.) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – с. 62-67. Программы повышения квалификации: - УМК «Основы православной культуры» для 4-х классов (18 часов) на базе ГБУ ДПО СПб АППО; - Содержание и методика преподавания модуля «Основы православной культуры» (36 часов) на базе ГБУ ДПО СПб АППО; - Методическое обеспечение преподавания основ православной культуры в контексте ФГОС (72 ч.) на базе ГБУ ДПО СПб АППО, - Организация урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей на основе православной традиции (108 ч., содержит модуль УМК «Основы православной культуры» для 4-х классов - 18 ч.) на базе ГБУ ДПО СПб АППО; - Методика преподавания модуля «Основы |