Интегративный подход в процессе преподавания курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

Данные об успешных практиках

реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ

1. Субъект РФ

Новосибирская область

2. Автор (ы)

Пушилина Ольга Владимировна

3. Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 36»

4. Модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

5. Полное название представляемого материала

Интегративный подход в процессе преподавания курса ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)

6. Временные показатели реализации практики:

Более 5 лет каждый учебный год без перерывов

7. Структурные компоненты практики

система уроков и внеурочной деятельности, методы и приемы интеграции

8. Содержательные компоненты практики

Концептуальная основа практики. Культура – понятие синтетическое. Однако в школьной практике разные типы предметных компетенций (в том числе, культуроведческая) формируются, в основном, автономно. Но разные компетенции взаимосвязаны и входят как компоненты в структуру личности. Кроме того, комплекс знаний, полученных обучающимися, должен способствовать формированию целостно-системного взгляда на мир (Закон Российской Федерации «Об образовании»). Поэтому важным шагом на пути решения данной проблемы является интеграция учебно-воспитательного процесса. Воспитание цельной личности невозможно без воспитания уважения к исторической памяти, исторической культуре, каковой является православная культура. Интегративный подход в процессе преподавания модуля «Основы православной культуры» позволяет показать обучающимся высокую значимость, глубинную связь православной духовной традиции с историей, родным языком, литературой, музыкой, живописью. Кроме того, данный подход реализует не только воспитательные, но и дидактические задачи, то есть является пропедевтикой изучения вышеперечисленных предметов в среднем и старшем звене.

В процессе разработки интегративных уроков организовано сотрудничество с коллегами, учителями истории, музыки, изобразительного искусства, библиотекарем.

Урок с элементами интеграции, по нашему мнению, обладает значительным воспитательным эффектом, т.к. интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат на уроке, как для ученика, так и для учителя, приближает процесс обучения и воспитания к жизни, оживляет духом времени, наполняет смыслом.

Предметное содержание.

Использование межпредметных связей (например, православная культура и история русского литературного языка) обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала, расширяет кругозор, развивает мотивацию к учению, самостоятельность, исследовательские навыки, воспитывает любовь и уважение к родной культуре, родному языку. Результатом работы становятся небольшие лингвистические исследования об этимологии слов и выражений на тему «Происхождение и значение выражений (например, «зарыть талант в землю», «умыть руки»), заимствованных из Библии», творческие работы на лексические темы «Близки или далеки слова заповеди, заповедник?», «В чем разница между словами ближний, близкий, родной?», «Как появилось слово азбука?», «Важное слово спасибо».

Тема первого урока по основам православной культуры в 4 классе – «Россия – наша Родина». Обращаемся к репродукции картины В.Д. Поленова «Московский дворик». Какова роль храмов и колоколен, написанных на заднем плане этого городского будничного пейзажа? Торжественный фон «освящает» скромную бытовую зарисовку, возникает одухотворенный образ Родины как «священной державы», Святой Руси с ее святынями (монастырями, церквями, иконами, проповедниками, святыми событиями истории). Но прежде всего, Святая Русь – это святость, которая, как писал Д.С. Лихачев, всегда «была доминантой жизни нашего народа».

На уроке по теме «Православная молитва» звучит стихотворениеМ.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Что значит молитва для лирического героя, его внутреннего мира, состояния души? Что значит слово благодать? Как меняется внутреннее состояние человека под действием благодати?

Знакомство обучающихся с праздниками Русской Православной Церкви, отражающими события из жизни Иисуса Христа и Богородицы, значительно обогащается использованием духовной музыки на уроке, разучиванием простых песнопений (колядок, праздничных тропарей).

На уроках, посвященных русским святым, уместно использовать межпредметные связи с музыкой, живописью. Картины художников М. Нестерова и П. Корина «Александр Невский» помогают обучающимся полнее представить себе своего далекого предка. Школьники сопоставляют образы Александра Невского – святого и воина – в этих картинах и, например, в музыке С.С. Прокофьева из кантаты «Александр Невский».

Формы и способы организации учебного процесса.

- урок с элементами интеграции;

- конференция;

- участие в Рождественских Чтениях;

- экскурсия;

- проектирование;

- зачёт;

- олимпиада;

- конкурс, игра.

Система контроля и оценки планируемых результатов.

Возможно использование анкетирования, тестирования, ведения индивидуальной диагностической карты ученика. Но самым главным показателем уровня воспитанности являются поступки, поведение учащегося, характер его взаимоотношений с окружающими, отношение к своим учебным обязанностям. Здесь самым важным является метод наблюдения за действиями, уровнем развития коммуникативных навыков ребёнка, анализ мотивации.

Контроль предметных знаний осуществляется на каждом уроке в форме проверки домашних заданий, опроса, беседы по поводу усвоенного материала в качестве актуализации знаний в начале занятия. В конце урока применяю тестирование, используя электронное приложение к учебнику. При этом используются словесная оценка (анализ) ответов учащихся педагогом, самими детьми (взаимооценка), самооценка. Самостоятельно или вместе с учителем подготовленные сообщения, доклады, презентации, проекты также обсуждаются, дополняются, корректируются коллективно.

Систематически проводятся зачётные уроки (или уроки контроля) с использованием рабочей тетради. На таких занятиях выявляется умение учащихся работать самостоятельно. В процессе проверки выставляются не отметки, а количество баллов. Возможен также рейтинговый анализ результатов. Получается небольшое соревнование, мини-олимпиада. Количественные и качественные показатели участия детей в олимпиаде по основам православной культуры, в интеллектуальных, творческих конкурсах разного уровня также фиксируются и анализируются с точки зрения результативности. В процессе такой деятельности создаётся портфолио личных достижений ученика, что является ещё одним показателем уровня сформированности предметных и метапредметных компетенций.

Успехи учащихся по другим предметам, непосредственно связанным с православной духовной традицией («Окружающий мир», «Литературное чтение», «Русский язык») также являются важными показателями результативности изучения курса ОРКСЭ.

Способы реализации межмодульных связей курса ОРКСЭ.

Осуществление межмодульных связей в процессе преподавания комплексного курса ОРКСЭ – одно из проявлений интеграции.

В процессе изучения модуля «Основы православной культуры» необходимо учитывать многоконфессиональный (то есть включающий не одну конфессию) состав классного коллектива.

Первый урок «Россия – наша Родина» акцентирует внимание учащихся на том, что наша страна – многонациональное государство, с разными культурными традициями. В качестве домашнего задания школьникам предлагается вместе с родителями подготовить сообщение (рассказ) о семейных традициях и ценностях. Следующий урок представляет собой своеобразный диалог культур, когда обучающиеся представляют не только светские культурные традиции, особенности кухни разных народов России, но и сведения из других (не православных) религиозных культур.

Например, в нашем районе существует многолетний опыт проведения районной интеллектуальной игры «Россия – наша Родина» для учащихся четвёртых классов. Подготовка к данному мероприятию требует знания содержания всех модулей, поэтому становится необходимым урочное и внеурочное изучение основных тем разных религиозных традиций (например, «Священные тексты», Священные сооружения», «Религиозные праздники»).

Система внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности включает в себя дополнительные занятия, консультации обучающихся при подготовке проектов, творческих работ для участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, интеллектуальных играх, праздниках, а также само проведение данных мероприятий и участие в них.

Значительную роль в освоении и углублении знаний по предмету играют очные и заочные (виртуальные) экскурсии в художественный, краеведческий музеи, храмы, монастыри, посещение концертов классической и духовной музыки с последующим обсуждением, написанием творческих работ, отзывов (рефлексии).

Внеурочная деятельность, в основном, имеет коллективный характер, поэтому способствует формированию навыков корректного общения, развивает умение сотрудничать в процессе решения учебных, организационных задач, воспитывает такие личностные качества, как дисциплинированность, собранность, внимательность, коллективизм, товарищество.

Система работа с родителями (семьями) обучающихся.

При изучении модуля «Основы православной культуры» мы используем «Цветослов», книгу для семейного чтения. Она входит в состав единого учебно-методического комплекса по учебному предмету «Основы православной культуры» Православной Гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского города Новосибирска и содержит целый ряд произведений русской литературы, тематически совпадающих с ним. Около 50% родителей обычно обращаются к «Цветослову», около 20% перечитывают отдельные произведения. Особой популярностью пользуется поэзия, евангельские тексты, фрагменты из произведений Ивана Сергеевича Шмелёва.

9. Методическое обеспечение процесса реализации практики

1. Рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» для 4 класса. – Новосибирск: НОУ Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2010.

2. Основы православной культуры. 4 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2012.

3. Рабочая тетрадь по учебному предмету «Основы православной культуры» для 4 класса. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2012.

5. Книга для учителя по учебному предмету «Основы православной культуры». 4 класс. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2012.

6. Книга для родителей по учебному предмету «Основы православной культуры». 4 класс. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2012.

7. Цветослов: Книга для семейного чтения по учебному предмету «Основы православной культуры» для 4 класса. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2012.

8. Электронное издание учебного пособия «Основы православной культуры». Разработчик к.ф.-м.н., доцент Новосибирского государственного университета А.А. Талышев, 2012.

10. Сведения о внедрении и тиражировании практики

Публикации:

Пушилина О.В. Музыка души (интегрированный исследовательский проект) // Инновации и современные технологии в системе образования. Сборник материалов Всероссийской НПК; В 2т. Том II. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2014, - С. 193.

Собор Александра Невского в Новосибирске. Методическая разработка урока с элементами интеграции по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе. - http://comp.podvig-uchitelya.ru/user

Включение практики в программы повышения квалификации:

«Актуальные вопросы преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в штатном режиме для общеобразовательных школ Новосибирской области», 2016; ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Собор Александра Невского

Приложение 1 Притча о сеятеле

Задать вопрос x