Практика реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и оценивания его эффективности

Данные об успешных практиках

реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ

1. Субъект РФ

Республика Алтай

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Красных Наталья Юрьевна

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акташская средняя общеобразовательная школа им. Станислава Мохова»

4. Модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ

Основы светской этики

5. Полное название представляемого материала

Практика реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и оценивания его эффективности

6. Временные показатели реализации практики

5 лет

7. Структурные компоненты практики

Урочная и внеурочная деятельность

8. Содержательные компоненты практики

1. Цель реализации практики: нравственное развитие младших школьников, воспитание культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

2. Основная задача реализации практики:

- формировать первоначальные представления о роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

- воспитывать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; отрицательное отношение к аморальным поступкам;

- формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представлений об эстетических идеалах и ценностях.

3. Содержание деятельности учителя.

Проектирую свою профессиональную деятельность и деятельность обучающихся с учетом современных требований к качеству образования. Стараюсь строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их реальных затруднений и потребностей.

Акцент в своей деятельности делаю на изучение индивидуальных особенностей обучающихся. Выявление индивидуальных потребностей и интересов начинаю до знакомства с четвероклассниками на первом родительском собрании. Беседую с родителями, выясняю, чем дети любят заниматься, что им лучше удается, какие способности у них есть, что бы родители хотели развить в своих детях, какие навыки привить. Стремлюсь получить максимальную информацию о характере ребенка, о взаимоотношениях в семье.

Работаю в тесном сотрудничестве со школьным психологом. Каждый урок начинаю с положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию психологического и физического напряжения. В начале урока тренирую детей в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока, порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы («Что мы изучаем?», «Догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?», «Зачем нам это требуется?», «Какие термины в названии темы вам известны, что вы о них знаете?», «Как мы будем действовать?» и т.д.) подталкивают детей на самостоятельный поиск необходимой информации.

Выстраиваю работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по данной конкретной теме.

Использую задания проблемно-поискового, развивающего характера, с интересным содержанием.

Выставляю оценки по ряду параметров:

- по конечному результату,

- пути его достижения,

- самостоятельности,

- оригинальности.

Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ: схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю развитие логического мышления обучающихся, прививаю им навыки самоорганизации и самопроектирования.

На своих уроках стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе, поощряю детей высказывать свои мысли и чувства, использую жизненные ситуации для развития ребенка, мотивирую на достижение результатов, оказываю психолого-педагогическую поддержку.

Для подготовки и проведения уроков, внеклассных мероприятий я создаю презентации в Microsoft Power Point. В программе Movie Maker делаю репортажи, интервью по предстоящим и проведённым мероприятиям, акциям. В ходе урока с помощью ИКТ использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Применяю ИКТ при подготовке и проведении занятий. Например, мультимедийная выставка-путешествие, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия, урок-путешествие и др.

4. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В рамках внеурочной деятельности реализуется проект «Связующая нить» (предназначен для реализации в одном отдельно взятом классе).

Цель проекта - содействие возрождению традиций семейного воспитания, формирование интереса к истории семьи через ознакомление с семейными реликвиями и проведение совместных мероприятий.

Задачи проекта:

• создать условия для эффективной совместной деятельности обучающихся и их родителей в школе и дома, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;

• сплотить семейные коллективы, развивать отношения уважения и доверия между родителями и детьми через систему совместных дел;

• сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев;

• предоставить каждому ребенку, исходя из его способностей и интересов, возможность реализовать себя в разных видах деятельности.

Тип проекта: практический.

Участники: обучающиеся, родители, бабушки, дедушки, руководитель школьного музея, учитель музыки, педагог дополнительного образования, преподаватель комплексного учебного курса ОРКСЭ.

Реализация данного проекта осуществляется через учебную деятельность, классные и школьные мероприятия, экскурсии, соревнования, совместные посещения выставок, библиотеки, школьного музея, организацию и проведение совместных мероприятий с родителями, выступление обучающихся на классных часах, создание презентаций и виртуального альбома, освещение результатов проекта в СМИ.

В результате работы над проектом, обучающиеся

- расширяют знания об истории своей семьи, своих предков;

- приобретают знания в области культуры, искусства, фольклора;

- учатся уважительному отношению к членам своей семьи, к прошлому;

- узнают семейные обычаи, традиции;

- учатся самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в повседневной жизни.

Помимо реализации этого проекта проводятся регулярные мероприятия: «Певец земли, поднятой к солнцу», «По праву памяти»; общешкольный вечер «С любовью к маме», посвященный Дню Матери; Фестиваль афганской песни, посвященный памяти Станислава Мохова; совместное мероприятие с людьми с ОВЗ «Вместе мы можем ВСЁ!»; фестиваль театрализованных постановок «Мифы и легенды Горного Алтая».

5. Система контроля и оценки планируемых результатов.

При преподавании курса ОСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе. Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки, использую другие методы оценки планируемых результатов.

Я разработала Положение о системе оценивания курса «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ)» и Положение о ведении портфолио ученика курса ОРКСЭ, которые помогают мне:

- выстраивать личностно ориентированное взаимодействие с детьми;

- учитывать индивидуальные способностей детей;

- отслеживать развитие самостоятельности и активности детей;

- формировать учебно-­познавательной мотивации обучающихся.

Прежде всего, для системы контроля и оценки планируемых результатов я использую метод педагогического наблюдения. Данные наблюдений фиксируются в описательной форме. Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года. Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Таким образом, педагог может индивидуализировать учебный процесс, составляя для каждого ученика собственную программу обучения и развития, выбрать необходимые методологические подходы преподавания курса ОРКСЭ и особенности организации урочной и внеурочной деятельности учащихся на основе тех данных, которые зафиксированы в портфолио (или карте наблюдения). Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

6. Оценка эффективности реализуемой практики.

Эффективность реализуемой практики оценивается на основании:

- мониторинговых процедур, в которых ведущим методом являются: экспертные суждения (родителей, учителей, партн?ров школы);

- анонимных анкет, позволяющих анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности, нравственную воспитанность детей, достижения обучающимися воспитательных результатов;

- различных тестовых инструментов, созданных с учетом возраста;

- самооценочных суждений детей.

9. Методическое обеспечение процесса реализации практики

УМК:

- Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательного учреждения. – М.: ООО «Русское слово – учебник». 2012 – 160с.

- Студеникин МТ. Рабочая тетрадь к учебнику Студеникина М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов
28 России. Основы светской этики – М.: ООО «Русское слово – учебник». 2014 – 72с.

- Электронное приложение к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики».

10. Сведения о внедрении и тиражировании практики

1. Публикация статей в районной газете «Улаган Сегодня»:

- «Социальная активность и внешние связи МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова», 17.09.2015г.

- «Гражданско-патриотическое и духовно- нравственное воспитание в МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова», 12.10.2015г.

- «Особенности организации внеурочной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС в МБОУ Акташская СОШ им. Ст. Мохова», 28.07.2016г.

2. Обобщение педагогического опыта на школьном, районном, республиканском уровне:

- Диплом 2 степени регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно- нравственного воспитания в рамках общеобразовательного учреждения», 2014г.

- Диплом 3 степени БОУ РА ИПКППРО РА регионального этапа Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций – 2015 в номинации «Сохранение и развитие духовных и культурных ценностей, чувства патриотизма.

3. Участие в курсах повышения квалификации: участие в круглом столе «Информационно-­методологическое сопровождение курса ОРКСЭ. Проблемы, пути решения». Курсы повышения квалификации БУ ДПО РА «ИПКиППРО РА».

4. Механизмы распространения практики: мастер-классы, открытые уроки, мероприятия, направленные на обмен опытом, конференции, круглые столы, участие в конкурсах.

Проект «Связующая нить»

Технологическая карта урока

Формы поощрения

Задать вопрос x