Технология создания учебных ситуаций на уроках ОРКСЭ как механизм реализации системно-деятельностного подхода

Данные об успешных практиках

реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ

1. Субъект РФ

Псковская область

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Иванова Ольга Юрьевна

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С. Пушкина» г. Пскова

4. Модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ

Основы светской этики

5. Полное название представляемого материала

Технология создания учебных ситуаций на уроках ОРКСЭ как механизм реализации системно-деятельностного подхода

6. Временные показатели реализации практики

5 лет

7. Структурные компоненты практики

Урочная и внеурочная деятельность

8. Содержательные компоненты практики

1. Концептуальная основа.

В нашей практике системно-деятельностный подход позволяет решать актуальные проблемы педагогического процесса, такие, как: 1) освоение обучающимися методов и приемов перевода учебной информации во внутренний план, т.е. преобразование ее не только в знания, умения, навыки, но и в компетенции, что в дальнейшем позволяет формировать смыслы, ценности, жизненную позицию; 2) организация эффективной коммуникативной деятельности учащихся в режиме проблемного диалога, в котором учитель и обучающиеся – партнеры, имеющие право на свою точку зрения, готовые и способные слушать и слышать друг друга, согласовывать позиции и взгляды.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется наилучшим образом, с нашей точки зрения, через такие формы организации учебной деятельности, как беседа, доверительная и душевная, которая выведет на обсуждение нравственных и моральных проблем, личностно значимых для ребенка; создание индивидуальных и групповых проектов, социально-значимых для семьи, общества и школы; моделирование; погружение в ту или иную ситуацию, содержащую нравственный конфликт.

На наш взгляд, одним из эффективных механизмов реализации системно-деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ является технология, основанная на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира, формирования культуры общения с людьми, навыков выстраивания продуктивных отношений с теми, кто рядом с тобой).

2. Цель реализации практики: создание условий для формирования позитивных ценностных ориентиров, активной жизненной позиции обучающихся на основе моделирования и разрешения системы учебных ситуаций в парадигме системно-деятельностного подхода.

3. Задачи реализации практики:

- помочь обучающимся осознать значимость содержания учебного курса для формирования личностной системы смыслов, ценностей, лежащих в основании мировоззрения;

- научить обучающихся преобразовывать учебную информацию курса в знания, умения, навыки, компетенции;

- способствовать освоению культуры ведения диалога, участия в диалоге;

- воспитывать речевую культуру обучающихся.

4. Планируемые результаты реализации практики.

Познавательные:

-умения работать с информацией для выполнения учебного задания;

-навыки смыслового чтения;

-логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

Коммуникативные УУД:

-совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний;

- совершенствовать умения излагать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

-формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-совершенствовать умения в области групповой деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения;

Личностные УУД:

-развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности;

-развивать навыки сотрудничества, договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;

-развивать начальные формы регуляции собственных эмоциональных состояний и рефлексий.

5. Предметное содержание.

Милосердие и благотворительность. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире. Терпимость и толерантность. Человек в семье. Ценности, объединяющие семью. Смысл и ценность человеческой жизни. Золотое правило нравственности. Духовные ценности и их значение в жизни людей. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека.

6. Технология создания учебных ситуаций.

Например, на этапе первичного усвоения знаний по теме «Семейные праздники» учащимся предлагается загадка об одном из праздников и альбом с фотографиями. Надо выбрать те, которые относятся к празднику из загадки. Из этих фотографий группа впоследствии создает коллаж. На уроке по теме «Золотое правило нравственности» предлагается посмотреть фрагмент притчи и предугадать ее окончание. На уроке по теме «Милосердие и благотворительность» ребятам предлагаются реальные фотографии из жизни школьного волонтерского отряда. Учащиеся извлекают информацию из фотографий, составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. На уроке по теме «Духовные ценности» на этапе первичного закрепления учитель предлагает обучающимся выучить несколько жестов из языка для глухонемых и попробовать при помощи этих жестов пообщаться со своим соседом по парте.

7. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность позволяет более детально раскрывать изучаемые темы и на собственном опыте применять полученные умения в формате экскурсий, акций, проектов, концертов, подготовки сценических номеров и т.д.

При изучении темы «Милосердие и благотворительность» обучающиеся посещают Центр защиты бездомных животных, берут интервью у руководителей. В результате школьники разрабатывают и рисуют эмблемы в поддержку бездомных животных.

Школьники становятся участниками школьной акции «Поделись новогодним подарком» (сбор сладостей для детей-инвалидов).

На уроке «Духовные ценности» школьники заинтересовались языком глухонемых и предложили выучить жестовую песню. В результате был подготовлен сценический номер жестовой песни, который принял участие в ежегодном областном конкурсе проектных и творческих работ «Святитель Тихон».

8. Система контроля и оценки планируемых результатов.

Предметные результаты:

- тесты;

- составление словарей терминов и понятий;

- самостоятельная работа;

- защита проектов.

Метапредметные результаты:

- творческие работы;

- ролевые игры;

- тесты.

Личностные результаты:

- карта педагогического наблюдения;

- портфолио.

В конце учебного года по данному курсу обучающиеся получат сертификаты, чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо:

- участие в конкурсе на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету;

- выполнение тестовых работ, работа со словарем;

- участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ;

- участие в творческих проектах;

- участие в празднике;

- участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ;

- внеурочная деятельность в рамках предмета.

9. Методическое обеспечение процесса реализации практики

УМК:

1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 класс: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева. - 2-е изд., испр. - М.: Академкнига / Учебник, 2014.

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. - 2-изд. М.: Просвещение, 2013.

10. Сведения о внедрении и тиражировании практики

1. Публикации:

- Иванова О.Ю. Методическая разработка урока «Золотое правило нравственности» // Культурологический аспект повышения качества образования. Уроки ОРКСЭ: опыт преподавания / ред. Н.Д. Федотова. – Псков: ПОИПКРО, 2013, -С. 75-82.

- Иванова О.Ю. Системно - деятельностный подход в образовании //Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методическое пособие для учителей, работающих по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / ред. М.Е. Жихаревич. – Псков: ПОИПКРО, 2017, с.46-49.

- Иванова О.Ю. Методическая разработка урока «Милосердие и благотворительность» // Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методическое пособие для учителей, работающих по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / ред. М.Е. Жихаревич. – Псков: ПОИПКРО, 2017, с.50-56.

- Иванова О.Ю. Методическая разработка урока «Семейные праздники» // Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методическое пособие для учителей, работающих по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / ред. М.Е. Жихаревич. – Псков: ПОИПКРО, 2017, -С.57-69.

2. Опыт Ивановой О.Ю. систематически включается в программы курсов повышения квалификации, семинаров и других мероприятий г. Пскова и Псковской области, которые проводятся кафедрой методологии постдипломного педагогического образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО, г. Псков):

- Курсы ПК «Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»: опыт, трудности, пути преодоления» - Иванова О.Ю. Практикум: Методика реализации основных видов учебной деятельности на уроке, 2014.

- Курсы ПК «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» - Иванова О.Ю. Проблемно-диалоговый метод в реализации курса ОРКСЭ, 2015.

- Курсы ПК «История и культура Псковского края в учебной и внеурочной дея­тельности педагога» - Иванова О.Ю. Методика создания учебных ситуаций в реализации курса ОРКСЭ, 2016.

- Курсы ПК «Проблема преемственности в реализации курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы православной культуры» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - Иванова О.Ю. Деятельностный подход в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики», 2017.

3. Проведение открытых уроков:

- Открытый урок в 4-А классе для педагогов, методистов и преподавателей кафедры методологии и постдипломного педагогического образования ПОИПКРО по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Семейные праздники», 2014.

- Открытый урок в 4-А классе для педагогов, методистов и преподавателей кафедры методологии и постдипломного педагогического образования ПОИПКРО по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Милосердие и благотворительность», 2015.

Праздники

Милосердие и благотворительность

Золотое правило нравственности

Задать вопрос x