Технология создания учебных ситуаций на уроках ОРКСЭ как механизм реализации системно-деятельностного подхода
Данные об успешных практиках
реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ
1. Субъект РФ |
Псковская область |
2. Автор (ы) (ФИО полностью) |
Иванова Ольга Юрьевна |
3. Образовательная организация (полное название) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 им. А.С. Пушкина» г. Пскова |
4. Модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ |
Основы светской этики |
5. Полное название представляемого материала |
Технология создания учебных ситуаций на уроках ОРКСЭ как механизм реализации системно-деятельностного подхода |
6. Временные показатели реализации практики |
5 лет |
7. Структурные компоненты практики |
Урочная и внеурочная деятельность |
8. Содержательные компоненты практики |
В нашей практике системно-деятельностный подход позволяет решать актуальные проблемы педагогического процесса, такие, как: 1) освоение обучающимися методов и приемов перевода учебной информации во внутренний план, т.е. преобразование ее не только в знания, умения, навыки, но и в компетенции, что в дальнейшем позволяет формировать смыслы, ценности, жизненную позицию; 2) организация эффективной коммуникативной деятельности учащихся в режиме проблемного диалога, в котором учитель и обучающиеся – партнеры, имеющие право на свою точку зрения, готовые и способные слушать и слышать друг друга, согласовывать позиции и взгляды. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется наилучшим образом, с нашей точки зрения, через такие формы организации учебной деятельности, как беседа, доверительная и душевная, которая выведет на обсуждение нравственных и моральных проблем, личностно значимых для ребенка; создание индивидуальных и групповых проектов, социально-значимых для семьи, общества и школы; моделирование; погружение в ту или иную ситуацию, содержащую нравственный конфликт. На наш взгляд, одним из эффективных механизмов реализации системно-деятельностного подхода на уроках ОРКСЭ является технология, основанная на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира, формирования культуры общения с людьми, навыков выстраивания продуктивных отношений с теми, кто рядом с тобой). 2. Цель реализации практики: создание условий для формирования позитивных ценностных ориентиров, активной жизненной позиции обучающихся на основе моделирования и разрешения системы учебных ситуаций в парадигме системно-деятельностного подхода. 3. Задачи реализации практики: - помочь обучающимся осознать значимость содержания учебного курса для формирования личностной системы смыслов, ценностей, лежащих в основании мировоззрения; - научить обучающихся преобразовывать учебную информацию курса в знания, умения, навыки, компетенции; - способствовать освоению культуры ведения диалога, участия в диалоге; - воспитывать речевую культуру обучающихся. 4. Планируемые результаты реализации практики. Познавательные: -умения работать с информацией для выполнения учебного задания; -навыки смыслового чтения; -логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; Коммуникативные УУД: -совершенствовать умения осознанного построения речевых высказываний; - совершенствовать умения излагать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения; Регулятивные УУД: -формировать и совершенствовать умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; -совершенствовать умения в области групповой деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения; Личностные УУД: -развивать мотивацию к продуктивной созидательной деятельности; -развивать навыки сотрудничества, договариваться о конструктивном решении спорных вопросов; -развивать начальные формы регуляции собственных эмоциональных состояний и рефлексий. 5. Предметное содержание. Милосердие и благотворительность. Волонтерское движение и благотворительные организации в современном мире. Терпимость и толерантность. Человек в семье. Ценности, объединяющие семью. Смысл и ценность человеческой жизни. Золотое правило нравственности. Духовные ценности и их значение в жизни людей. Цели в жизни человека и пути их достижения. Самоопределение человека. 6. Технология создания учебных ситуаций. Например, на этапе первичного усвоения знаний по теме «Семейные праздники» учащимся предлагается загадка об одном из праздников и альбом с фотографиями. Надо выбрать те, которые относятся к празднику из загадки. Из этих фотографий группа впоследствии создает коллаж. На уроке по теме «Золотое правило нравственности» предлагается посмотреть фрагмент притчи и предугадать ее окончание. На уроке по теме «Милосердие и благотворительность» ребятам предлагаются реальные фотографии из жизни школьного волонтерского отряда. Учащиеся извлекают информацию из фотографий, составляют монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. На уроке по теме «Духовные ценности» на этапе первичного закрепления учитель предлагает обучающимся выучить несколько жестов из языка для глухонемых и попробовать при помощи этих жестов пообщаться со своим соседом по парте. 7. Внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность позволяет более детально раскрывать изучаемые темы и на собственном опыте применять полученные умения в формате экскурсий, акций, проектов, концертов, подготовки сценических номеров и т.д. При изучении темы «Милосердие и благотворительность» обучающиеся посещают Центр защиты бездомных животных, берут интервью у руководителей. В результате школьники разрабатывают и рисуют эмблемы в поддержку бездомных животных. Школьники становятся участниками школьной акции «Поделись новогодним подарком» (сбор сладостей для детей-инвалидов). На уроке «Духовные ценности» школьники заинтересовались языком глухонемых и предложили выучить жестовую песню. В результате был подготовлен сценический номер жестовой песни, который принял участие в ежегодном областном конкурсе проектных и творческих работ «Святитель Тихон». 8. Система контроля и оценки планируемых результатов. Предметные результаты: - тесты; - составление словарей терминов и понятий; - самостоятельная работа; - защита проектов. Метапредметные результаты: - творческие работы; - ролевые игры; - тесты. Личностные результаты: - карта педагогического наблюдения; - портфолио. В конце учебного года по данному курсу обучающиеся получат сертификаты, чтобы получить сертификат «За успешное освоение курса ОРКСЭ» учащимся необходимо: - участие в конкурсе на лучшую тетрадь, папку с работами по предмету; - выполнение тестовых работ, работа со словарем; - участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах по предмету ОРКСЭ; - участие в творческих проектах; - участие в празднике; - участие в выставке детских художественных работ, фотоконкурсе по предмету ОРКСЭ; - внеурочная деятельность в рамках предмета. |
9. Методическое обеспечение процесса реализации практики |
УМК: 1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: 4 класс: Учебник / Т.Д. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева. - 2-е изд., испр. - М.: Академкнига / Учебник, 2014. 2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. - 2-изд. М.: Просвещение, 2013. |
10. Сведения о внедрении и тиражировании практики |
1. Публикации: - Иванова О.Ю. Методическая разработка урока «Золотое правило нравственности» // Культурологический аспект повышения качества образования. Уроки ОРКСЭ: опыт преподавания / ред. Н.Д. Федотова. – Псков: ПОИПКРО, 2013, -С. 75-82. - Иванова О.Ю. Системно - деятельностный подход в образовании //Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методическое пособие для учителей, работающих по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / ред. М.Е. Жихаревич. – Псков: ПОИПКРО, 2017, с.46-49. - Иванова О.Ю. Методическая разработка урока «Милосердие и благотворительность» // Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методическое пособие для учителей, работающих по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / ред. М.Е. Жихаревич. – Псков: ПОИПКРО, 2017, с.50-56. - Иванова О.Ю. Методическая разработка урока «Семейные праздники» // Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: методическое пособие для учителей, работающих по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» / ред. М.Е. Жихаревич. – Псков: ПОИПКРО, 2017, -С.57-69. 2. Опыт Ивановой О.Ю. систематически включается в программы курсов повышения квалификации, семинаров и других мероприятий г. Пскова и Псковской области, которые проводятся кафедрой методологии постдипломного педагогического образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО, г. Псков): - Курсы ПК «Реализация курса «Основы религиозных культур и светской этики»: опыт, трудности, пути преодоления» - Иванова О.Ю. Практикум: Методика реализации основных видов учебной деятельности на уроке, 2014. - Курсы ПК «Формирование духовно-нравственных ценностей личности в процессе реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» - Иванова О.Ю. Проблемно-диалоговый метод в реализации курса ОРКСЭ, 2015. - Курсы ПК «История и культура Псковского края в учебной и внеурочной деятельности педагога» - Иванова О.Ю. Методика создания учебных ситуаций в реализации курса ОРКСЭ, 2016. - Курсы ПК «Проблема преемственности в реализации курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы православной культуры» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - Иванова О.Ю. Деятельностный подход в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики», 2017. 3. Проведение открытых уроков: - Открытый урок в 4-А классе для педагогов, методистов и преподавателей кафедры методологии и постдипломного педагогического образования ПОИПКРО по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Семейные праздники», 2014. - Открытый урок в 4-А классе для педагогов, методистов и преподавателей кафедры методологии и постдипломного педагогического образования ПОИПКРО по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» по теме «Милосердие и благотворительность», 2015. |