Организация урочной и внеурочной деятельности в процессе преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Данные об успешных практиках

реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ

1. Субъект РФ

Камчатский край

2. Автор (ы) (ФИО полностью)

Запетляева Наталья Григорьевна

3. Образовательная организация (полное название)

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя школа № 36»Петропавловск-Камчатского городского округа

4. Модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ

Основы православной культуры

5. Полное название представляемого материала

Организация урочной и внеурочной деятельности в процессе преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

6. Временные показатели реализации практики

5 лет

7. Структурные компоненты практики

Урочная и внеурочная деятельность

8. Содержательные компоненты практики

1. Решение компетентностно-ориентированных задач.

На уроках и внеурочной деятельности по учебному курсу ОРКСЭ формируются следующие компетенции:

- информационная;

- коммуникативная;

- исследовательская.

При решении компетентностно-ориентированных задач основное внимание уделяется формированию способностей учащихся к использованию социально-ориентированных знаний в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения и выбора различных подходов, размышлений и интуиции.

Содержание заданий связывается с традиционными разделами или темами, составляющими основу Рабочей программы, кроме этого используются следующие дополнительные возможности изучаемого материала:

прикладной характер содержания темы;

содержание, включающее в себя оценку явлений и событий;

региональный и этнокультурный материал;

содержание учебного материала, которое может найти применение во внеурочной деятельности.

Компетентностно-ориентированные задания используются на уроках различных типов: урок изучения нового материала; урок комплексного применения знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.

В школе создана система внеурочной деятельности, составной частью которой является организация и содержание работы с детьми во внеурочное время по курсу ОРКСЭ.

Среди многообразия форм внеурочной деятельности по предмету ОРКСЭ можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность: экскурсии, виртуальные путешествия, просмотр видеосюжетов, кинофильмов и мультипликационных фильмов, тематические праздники, конкурсы и фестивали. К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимает участие весь класс.

Групповые формы внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ характеризуются стабильностью и регулярностью занятий (тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов).

В рамках индивидуальной внеучебной работы предлагаю школьнику подготовить выступление на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект.

Написание кратких аннотаций способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации. Данную форму работы использую при изучении темы «Семья», «Милосердие и раскаяние», «Добро и зло».

Наиболее распространённый вид внеурочной деятельности – создание презентации как формы представления информации, либо с помощью разнообразных технических средств, либо - без них. Эта форма работы может быть как групповой, так и индивидуальной. Эффективное использование презентаций при изучении таких тем, как «Семейные праздники», «Россия — наша Родина» и других.

Работа с литературой являются незаменимым источником для проведения викторин и поиска справочной информации по теме. Викторина — особый вид игры, который требует подготовительной работы под руководством учителя. Дети изучают литературу по теме, составляют, а затем оформляют на ватмане вопросы. Предлагают их для ребят младшего возраста.

2. Создание условий для повышения мотивации обучающихся.

В образовательной деятельности по учебному курсу ОРКСЭ используются в их оптимальном сочетании разнообразные формы, способы и методы, направленные на обеспечение повышения мотивации деятельности учащихся, создание и реализацию потребности в общении:

познавательные методы мотивации (побуждение обучающихся к поиску, к выбору альтернативных решений, к выполнению заданий творческого уровня);

эмоциональные методы мотивации (использование учебно-познавательных игр, создание ситуации успеха, обеспечение свободного выбора заданий учащимися, создание на занятиях ярких образных представлений);

волевые методы мотивации (использование познавательных затруднений, подводящих ребят к самооценке и коррекции, к рефлексии своего поведения);

социальные методы мотивации (развитие у школьников желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи).

Способы организации учебной деятельности опираются на традиционные методы обучения, воспитания и развития: словесные; наглядные; практические; проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы; репродуктивные; индуктивные и дедуктивные, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечивает сохранение логики содержания и способствует развитию логического и предметного мышления школьников.

В образовательной деятельности по учебному курсу ОРКСЭ используются следующие формы уроков и внеурочных занятий:

урок-пресс-конференция;

урок/занятие-концерт;

урок/занятие-путешествие;

урок/занятие-исследование;

урок/занятие – викторина.

3. Интерактивные методы обучения и воспитания.

Интерактивные методы обучения, используемые на уроках и внеурочной деятельности по учебному курсу ОРКСЭ, можно условно разделить на три группы:

- методы, используемые в начале учебного занятия для создания благоприятного микроклимата урока/занятия,

- методы, используемые в процессе проведения урока/занятия,

- методы и приёмы для проведения рефлексии.

Примеры использования некоторых интерактивных методов на уроках и внеурочной деятельности по учебному курсу ОРКСЭ

Драматизация и театрализация близки к игре и обладают большой привлекательностью для младших школьников, предоставляют им возможности для самопрезентации. Драматизацию или театрализацию включаю в сценарий урока в качестве иллюстративного фрагмента, презентации выполнения домашнего задания или инсценировки притчи, рассказа, сказки.

Составление галереи образов. Работа по составлению галереи образов направлена на формирование образного восприятия изучаемого материала. Содержанием галереи образов становится разнообразный наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры. Примеры. Обучающиеся приносят свои творческие работы: экспонаты религиозных сооружений из фанеры, пластилина, деревянные раскрашенные пасхальные яйца, подставку, сплетенную из газет для кулича и яиц, украшенную бутылочку для святой воды и т.п.

Технология игровой деятельности. По характеру игровой методики игры делятся на следующие виды: предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины, интервью, сочинения, эссе, составление словаря-глоссария, создание галереи образов и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). В основном, все виды игр носят творческий характер.

Творческие игры можно применять почти на любом этапе урока/занятия по модулю «Основы православной культуры» (далее – ОПК). На этапе создания мотивации к деятельности учащимся предлагается кроссворд, разгадка которого подскажет тему урока (например, тема «Подвиг»).

При создании проблемной ситуации часто используется игра «Расшифруй слово»; игра «Словесные ассоциации» - при объяснении нового материала. Пример. Вопрос и задание для учащихся: Какие ассоциации вызывает слово «семья»? Записать в столбик слова, которые ассоциируются со словом «семья».

При закреплении материала урока и этапе рефлексии чаще используются кроссворды, пословицы, поговорки, игровые приемы «Дерево впечатлений», синквейн, кластер, «Снежный ком», «Найди ошибки» и др. Примеры. Тема «Христианская семья». Игровой прием «Над этим стоит подумать». Прочитать пословицы, выбрать и подчеркнуть те из них, которые учат строить дружную семью. Или: предлагается на каждом лепестке ромашек, лежащих на столах, написать слова-добродетели, составляющие основу семьи. Придумать ключевое слово, объединяющее всех членов семьи ученика, записать его в центре цветка

Ролевые игры могут использоваться при разыгрывании притч. Пример. Тема: «Милосердие». Инсценировка притчи о самарянине разыгрывается группой учащихся класса.

Применение перечисленных технологий и/или их элементов при изучении учебного курса ОРКСЭ обеспечивает практическую направленность образовательного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий (далее–УУД), создаёт условия для применения УУД в практической деятельности, исключает формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

9. Методическое обеспечение процесса реализации практики

УМК:

- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. А. В. Кураев. Изд-во Просвещение, 2014.

- Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н.Яшина. Изд-во «Русское слово», 2014.

10. Сведения о внедрении и тиражировании практики

1. Статья «Организация диалога на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики».- 2017-2017 : уроки столетия : сборник материалов межрегиональной науч.-практ.конф. , Петропавловск-Камчатский : Камчатский ИРО,2017.-148с.

2. Включение практики преподавания курса ОРКСЭ в программы повышения квалификации учителей на региональном уровне. Программа ПК «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в рамках предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (84ч.). Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Камчатский институт развития образования», Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский.

3. Семинары, мастер-классы, конкурсы на уровне образовательной организации; на муниципальном уровне; на региональном уровне.

4. Механизмы распространения практики:

- выступления на КПК, семинарах, научно-практических конференциях, мастер-классы;

- школа молодого специалиста (оказание методической и практической помощи педагогам - молодым специалистам в области реализации курса ОРКСЭ);

- деятельность в рабочей группе по реализации курса ОРКСЭ в ОО Петропавловск-Камчатского городского округа (муниципальный отдел образования Департамента социального развития);

- проведение открытых уроков/занятий для педагогов школы, города, края;

- участие в заочных конкурсах педагогического мастерства.

Конспект урока 8

Конспект урока 19

Конспект урока 12

Конспект урока 27

Сердце подскажет

История про один обман

Вежливость

Задать вопрос x