Описание методов, приемов и форм работы по реализации программы ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к структуре и организации деятельности на уроке
Данные об успешных практиках
реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ
1. Субъект РФ |
Волгоградская область, г. Волгоград |
2. Автор (ы) (ФИО полностью) |
Ермишева Маргарита Ремовна |
3. Образовательная организация (полное название) |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3 Тракторозаводского района Волгограда» |
4. Модуль комплексного учебного курса ОРКСЭ |
Основы светской этики |
5. Полное название представляемого материала |
Описание методов, приемов и форм работы по реализации программы ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования к структуре и организации деятельности на уроке |
6. Временные показатели реализации практики |
4 года |
7. Структурные компоненты практики |
Урочная деятельность |
8. Содержательные компоненты практики |
1. Приемы организации познавательной деятельности обучающихся на уроке. I этап. Мотивация (создание проблемной ситуации). Приёмы создания проблемной ситуации: 1. Столкновение различных точек зрения на ту или иную ситуацию, поступок. 2. Приём «яркое пятно» - информация на удивление (сказка, легенда, пословица, афоризм, видеосюжет, интересный факт и т.п.) II этап. Формулирование проблемы (постановка цели и задач урока). Прием «Побуждающий диалог» – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества). III этап. Актуализация знаний (тех, которые ученики уже знают по данной теме, вопросу, проблеме). Прием «подводящий диалог», который представляет собой систему (логическую цепочку) посильных для ученика вопросов и заданий, которые позволяют обучающимся вспомнить, что они знают по данной теме урока, и что предстоит им узнать. Варианты разных типов вопросов и заданий: - репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); - мыслительные (упражнения на анализ, сравнение, обобщение). VI этап. Поиск решений, решение проблемы, открытие новых знаний. Приём «Опережающий вывод» - с помощью иллюстраций сформулировать определение понятия темы. Прием «Займи позицию» - выбрать из предложенных вариантов свой и обосновать выбор. Выполнение заданий продуктивного характера, в ходе выполнения которыхобучающийся должен осмыслить задание, осуществить поиск необходимой для его решения информации, сформулировать ответ или предложить решение учебной задачи. Приемы: «Кластер», «Восстанови текст», «Определи понятие», «Найди ошибку», кроссворд, коллаж, рассказ-эстафета, логические цепочки, викторина, «Задание на соответствие», прием «Жизненная ситуация», приём «Диаграмма Венна» и пр. VI этап. Итог занятия. Рефлексия. Приемы: «Акцентирование», «10 баллов», «Закончи предложение», «Лесенка успеха», наблюдение «Графические метки», «Куб», «Знание о незнании», «Пятёрочка» и пр. 2. Методы обучения и воспитания. 1.Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания обучающихся проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. 2.Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового знания. 3.Исследовательский метод, при котором обучающиеся самостоятельно формулируют, подтверждают или опровергают гипотезу, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. 4.Интерактивные методы: Урок-игра Урок-викторина Урок-путешествие Урок-исследование Комбинированный урок Деловая игра 3. Использование при реализации практики образовательных технологий. Использование проблемно-диалогической технологии позволяет выявить жизненный опыт обучающихся по обсуждаемой на уроке нравственной проблеме, обсудить с ними пути её решения, важность и необходимость нравственного выбора в той или иной жизненной ситуации. Технология продуктивного чтения с помощью средств выразительного художественного слова позволяет осознать значимость таких базовых ценностей как: Отечество, семья, жизнь, честь, достоинство добро, справедливость, ответственность и др. Проектная деятельность создает условия для развития личности и творческого потенциала школьника. Обучающиеся включаются в деятельность, направленную на решение духовно-нравственной проблемы, либо на рассмотрение общественных и межличностных отношений, в основе которых лежит та или иная базовая ценность, нравственная категория. Технология оценивания учебных успехов позволяет учителю понять, приобретен ли обучающимися на уроке индивидуальный (личностный) опыт, удалось ли каждому из них придать обсуждаемой проблеме личностный смысл, сформировать личностное отношение к обсуждаемому вопросу; предложить осознанные каждым из них нормы поведения при решении той или иной жизненной ситуации? |
9. Методическое обеспечение процесса реализации практики |
1. УМК: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. – М.: БАЛАСС, 2012. 2. Дидактические материалы и рабочие листы к урокам, разработанные автором практики. |
10. Сведения о внедрении и тиражировании практики |
1. Описание практики: I научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии»: Сборник «Современные образовательные технологии: материалы I Международной научно-практической конференции» 11 августа 2017 г. / Гл. ред. А.В. Степанова. – Чебоксары: ООО «Образовательный центр «Инициатива», 2017. – 214с. 2. Персональный сайт: http://kiwi-512.wixsite.com/margarita. 3. Проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий на уровне образовательной организации, на муниципальном уровне, на региональном уровне. |