День «Учителя ОРКСЭ» прошел в рамках Всероссийского педагогического марафона
21 апреля в Московском педагогическом государственном университете (Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, корп. 1) в рамках Всероссийского педагогического марафона учебных предметов прошел «День учителя основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». Организаторы Марафона – Издательский дом «Первое сентября», Департамент образования города Москвы, Московский педагогический государственный университет и генеральный партнер – Объединенная издательская группа «Дрофа—Вентана» – в программе «Дня учителя ОРКСЭ» представили выступления, как педагогов светских образовательных организаций, так и представителей негосударственных религиозных университетов и религиозных концессий.
Основная тема Марафона – как донести до учеников столь сложное содержание курса и кто наилучшим образом сможет это сделать – звучала во всех выступлениях участников «Дня ОРКСЭ».
О.Л. Янушкявичене, профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, доктор физико-математических наук в рамках Марафона прочитала лекцию «Преподавание основ православной культуры и становление личности ребенка», в которой рассказала об опыте воспитания нравственности у детей всех школьных возрастов, дала рекомендации, как эффективнее работать с методическими пособиями. Говоря о том, как помочь ребенку осознать свои поступки и побудить к размышлению, автор подчеркнула, что учителю лучше обращаться к темам, которые ему близки и понятны, трогают его самого: «Лучше не говорить о том, чего ты не чувствуешь, не знаешь, не любишь».
Обсуждению содержания курса и методики преподавания посвятил свое выступление «Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе» А.Е. Кулаков, старший научный сотрудник Федерального института развития образования. В своем выступлении автор отдельно остановился на проблемах преподавания, приведя примеры того, как трудно учителю не акцентировать точку зрения собственной культуры, каковы различия взглядов разных культур на одни и те же события. Важно учитывать, соотносить аргументацию на уроке со средой, в которой выросли дети. О признаках проявления квази- и псевдорелигий (секты, сетевой маркетинг, фанатичные группы здорового питания и др.), о том, как распознать и защитить ребенка от их нездорового влияния –эти вопросы автор также затронул в своем выступлении.
По мере погружения в материал дети учатся принимать другие культуры, взгляды, уважать обычаи. Педагоги должны подготовить учеников к пребыванию в других странах и культурах, где нужно вести себя деликатно, чтобы адаптироваться в чужой среде. При этом очень важно, чтобы красоту, такую разную в разных культурах, могли воспринимать дети, чтобы почувствовали, как интересен мир, научились получать удовольствие, расширять эстетическое восприятие. Автор выделил эстетическую значимость одной из задач курса ? передавать ощущения восторга, красоты в разговоре о других культурах, для решения которой и сам урок должен быть красивым.
Тему красивого урока продолжил в своей лекции «Использование культурно-образовательных ресурсов Москвы в преподавании модуля "Основы мировых религиозных культур" в начальной школе» Б.А. Малышев, старший преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук. Автор представил обзор религиозных объектов с комментариями: история создания, особенности архитектуры, чем они могут заинтересовать школьников. Акцент на возможности соприкосновения с объектом вживую позволяет услышать, увидеть, ощутить атмосферу, расширить иллюстрацию материала урока.
Большой набор практических разработок и рекомендаций, задач, побуждающих к самостоятельному поиску информации, анализу, коммуникации, выработки своей точки зрения, вариантов заданий и упражнений для самопроверки и тестовых заданий представила методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы Т.В. Комарова в лекции с элементами мастер-класса «Технологии конструирования и проведения уроков ОРКСЭ в рамках городского культурно-образовательного проекта "Урок в Москве"». В выступлении автор обратила внимание на такую современную форму как образовательный кейс: ситуация, для выхода из которой дети ищут пути самостоятельно.
По окончанию Марафона, подводя итоги, участники выразили благодарность выступающим за интересные и важные материалы, открывшееся видение отдельных позиций курса и методики его преподавания.
Программа дня
Время | Мероприятие |
||
09:00 10:30 |
Начало регистрации |
||
09:30 10:15 |
Открытие дня |
||
10:30 |
Окончание регистрации |
||
10:30 11:45 |
Лекция Преподавание основ православной культуры и становление личности ребенка ЯНУШКЯВИЧЕНЕ О.Л., профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, д. пед. н., д. физ.-мат. н., автор комплекта учебных пособий по основам православной культуры для начальной школы, автор учебника «Основы православной культуры» для 4-го класса издательства «Русское слово» |
Лекция Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе КУЛАКОВ А.Е., старший научный сотрудник Федерального института развития образования, автор учебников «Религии в России», «Религии мира» издательства АСТ |
Лекция Использование авторских учебно-методических комплектов «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» на уровне основного общего образования ШЕВЧЕНКО Л.Л., профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, д. пед. н., автор УМК «Православная культура» издательства «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества» |
11:45 12:15 |
Перерыв для посещения выставки-ярмарки |
||
12:15 13:30 |
Лекция Союз основ православной культуры и светской этики ВЛАДИМИРОВ А., протоиерей, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета |
Лекция Использование культурно-образовательных ресурсов Москвы в преподавании модуля «Основы мировых религиозных культур» в начальной школе МАЛЫШЕВ Б.А., старший преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, канд. ист. наук, лиценциат истории Церкви |
Лекция Преемственность и системность в использовании учебно-методических комплектов «Истоки» в рамках изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» КАМКИН А.В., заведующий кафедрой теории и истории культуры Вологодского государственного университета, д. ист. н., профессор, автор учебного курса «Истоки»; КУЗЬМИН И.А., главный редактор издательского дома «Истоки», автор и руководитель программы «Социокультурные истоки» |
13:45 15:00 |
Лекция с элементами мастер-класса Методические особенности преподавания основ православной культуры как культурологического курса ВАСЕЧКО Ю.С., методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы |
Лекция с элементами мастер-класса Технологии конструирования и проведения уроков ОРКСЭ в рамках городского культурно-образовательного проекта «Урок в Москве» КОМАРОВА Т.В., методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы |
Лекция с элементами мастер-класса Использование активных форм образовательной деятельности в рамках изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ПОТАПОВСКАЯ О.М., старший научный сотрудник лаборатории развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, к.п.н. |
10:30 |
Закрытие дня |