• 31 мая 2017 года в Академии состоялось заседание Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР по теме «Проведение общественно-профессионального обсуждения и экспертизы проектов детализированных требований к предметным результатам предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) во ФГОС начального общего образования и изменений в части воспитательного компонента»

    Протокол

  • ФГАОУ ДПО АПК и ППРО по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации проводит мониторинг по следующим вопросам:

    - реализация комплексного учебного курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации в 2016/2017 учебном году;

    - готовность общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации к изучению комплексного учебного курса ОРКСЭ в 2017/2018 учебном году.

    Данные вносятся региональным координатором orkce.apkpro.ru/ias

  • С 9 по 16 декабря 2016 года проведено онлайн тестирование педагогов-преподавателей ОРКСЭ на предмет владения содержанием программ по модулям курса. В обследовании по всем модулям курса ОРКСЭ приняли участие более 25 тысяч человек из 85 субъектов Российской Федерации.

    Статистические данные обследования педагогов-преподавателей ОРКСЭ на предмет владения содержанием программ по модулям курса ОРКСЭ.

  • Подведены итоги мониторинга о выборе модулей ОРКСЭ обучающимися 4-х классов в Российской Федерации в 2016-2017 учебном году.

    Информация о выборе модуля ОРКСЭ по Российской Федерации, по федеральным округам Российской Федерации, и по субъектам Российской Федерации

    Информация об учителях, реализующих курс ОРКСЭ в 2016/2017 учебном году

  • Родителям третьеклассников о выборе модуля ОРКСЭ (о проведении родительских собраний по выбору модуля ОРКСЭ)

    Выбор модуля курса ОРКСЭ, который будет изучать в 4 классе Ваш ребёнок — исключительное право семьи! Администрация школы обязана предоставить Вам информацию о процедуре выбора, а также основные сведения по каждому из модулей курса.

    В своём выборе ориентируйтесь исключительно на интересы Вашего ребёнка, Вашей семьи. Не передоверяйте выбор администрации школы и даже Вашим любимым педагогам. Ваше решение обязательно должно быть зафиксировано личным заявлением. Процедура выбора одного из шести модулей курса ОРКСЭ в общеобразовательной организации установлена регламентом

Основы религиозных культур и светской этики

Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

Этапы реализации курса

С 2009 года реализация предметной области ОРКСЭ осуществлялась в три этапа:

1 этап – 2009-2011 гг. Апробация предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 21 субъекте Российской Федерации.

2 этап – 2011-2014 гг. Внедрение предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» во всех субъектах Российской Федерации с системой поддержки и сопровождения, построенной на основе информационно-коммуникационных технологий посредством федерального Internet-портала http://orkce.org, осуществляющего организационно-методическое и информационное обеспечение введения курса ОРКСЭ. Внедрение предметной области ОРКСЭ сопровождалось нормативно-правовым обеспечением и поддержкой.

3 этап – 2014-2016 гг. Оценка эффективности введения во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации предметной области ОРКСЭ.

Обновление сайта - http://orkce.apkpro.ru/.

Третий этап реализации предметной области ОРКСЭ предполагает осуществление координационной деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и иными субъектами системы образования в части:

  • осуществления осознанного выбора родителями (законными представителями) обучающихся модулей курса ОРКСЭ;
  • осуществления эффективного обеспечения изучения курса ОРКСЭ (организационного, материально-технического и кадрового);
  • проведения мероприятий по изучению качества преподавания во всех государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Российской Федерации.

Проведение координационных работ на третьем этапе сопровождения предметной области ОРКСЭ должно способствовать преподаванию курса в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального основного общего образования (далее – ФГОС НОО) и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

ФГОС

Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р устанавливается норма об обязательном изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю в течение всего учебного года) во всех общеобразовательных организациях всех субъектов РФ., что было закреплено инструктивно-нормативным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ».

Согласно приказу Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменено на «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная область и преподаваемый в этой области предмет в 4 классе теперь называются одинаково.

Образовательные организации самостоятельно формируют собственные основные образовательные программы школ (составной частью которых является учебный план) на основании ФГОС НОО, руководствуясь нормами Федерального закона, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России, с учетом примерной основной образовательной программы (в том числе и в части предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»).

Мониторинг

Для обеспечения преподавания и освоения предметной области ОРКСЭ в соответствии с нормами федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями ФГОС НОО ежегодно на федеральном и региональном уровнях проводится ежеквартальный мониторинг эффективности реализуемого во всех субъектах РФ курса ОРКСЭ.

Мониторинг позволяет:

  • обобщать и сопоставлять накопленный педагогический опыт преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ;
  • выявлять качественные эффекты реализуемого курса;
  • определять потребности субъектов РФ в сопровождении курса.

В рамках проведения федерального ежеквартального мониторинга курса ОРКСЭ проводится автоматизированная в информационно-аналитической системе (ИАС) федерального Internet-портала http://mon.orkce.org/ обработка результатов мониторинга. В итоге в системе ИАС формируется база данных по оценке реализации комплексного курса ОРКСЭ в субъектах Российской Федерации.

Выбор модуля

С 2012 г. исключительное право родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на выбор модуля предметной области ОРКСЭ закреплено в п.2 ст. 87 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.). Модулей всего 6: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в каждом субъекте РФ проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля.

Согласно п. 3 и 6 ст. 87 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» реализация предметной области ОРКСЭ (в области экспертизы программ и учебно-методического обеспечения) должна осуществляется с привлечением соответствующих централизованных религиозных организаций.

Положительные эффекты

Курс ОРКСЭ способен сконцентрировать весь опыт системы воспитательной работы образовательных организаций, направленный: на воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, к ее людям, их труду; усвоение нравственных ценностей; развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважения к другим культурам.

Ценность данного курса в том, что он способен «присоединить» к школе семью, т.к. осмысление обучающимися разных категорий, заложенных в содержании курса, немыслимо без участия родителей. Все это консолидирует усилие всех участников образовательного процесса и делает его более эффективным.

Преподавание данного курса ведет к достижению обучающимися метапредметных и личностных результатов. Осваиваемые ими в рамках изучения этого курса способы деятельности оказываются востребованными и полезными при обучении в основной школе.

Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ

Задать вопрос x