Материалы к выступлению А. Фурсенко на ХVIII Международных Рождественских образовательных чтениях

Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования"

г.Москва
25 января 2010 года

Ваше Святейшество! Ваши высокопреосвященства! Уважаемые участники Рождественских чтений!
На прошлой неделе Президент нашей страны Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа". Новые подходы, заложенные в инициативе, исходят из того, что в быстроменяющемся мире современный человек должен быть готов к ответу на постоянно возникающие вызовы. Несмотря на это, а скорее даже вследствие этого, все большую роль приобретают "вечные ценности". Духовно-нравственная составляющая была, и есть, и всегда должна оставаться основой любого развития.
Если попытаться возложить решение задачи воспитания исключительно на школу, мы бы тем самым обеднили и себя, и весь потенциал развития и общества, и страны. Нет сомнений в том, что только мы все вместе - и семья, и школа, и важнейшие общественные институты, к которым, безусловно, принадлежит Церковь, - можем сохранить в наших детях открытость к добру и умение противостоять злу, которого сегодня, к сожалению, немало в мире.


Такое сотрудничество, единство немногого стоит, если оно не подкрепляется конкретными шагами и действиями.
Святейший Патриарх в своей речи упомянул одно из важнейших событий этого года. Хочу еще раз вернуться к нему. Я имею в виду решение, которое по предложениям духовных лидеров страны принял Президент России. Решение о партнерском участии православной церкви и других конфессий во введении в школе основ духовно-нравственной культуры. Это тот случай, когда принятое на высшем уровне решение было немедленно воспринято и нашло практическое воплощение.

Не первый раз во время рождественских чтений мы обращаемся к той большой, очень важной каждодневной работе, которая кропотливо ведется на всех местах, во всех регионах с участием РПЦ. Это поддержка детей-сирот и беспризорников, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их семей, детей-инвалидов и других социально уязвимых маленьких граждан. Помощь им в обретении нравственных ориентиров и жизненных целей и просто практическая помощь, без которой им эти цели трудно реализовать - это та задача, которая решается в сотрудничестве и в огромной степени по инициативе Русской православной церкви. Это участие в развитии разнообразных форм дополнительного образования, олимпиадного движения школьников, помогающего им почувствовать и проявить интерес к родной истории, языку, культуре. Профессиональная поддержка учителей, которая становится еще более значимой и востребованной в Год учителя. И, конечно, это большая практическая работа в регионах по преподаванию курсов и дисциплин, направленных на освоение основ и истоков родной культуры, истории нашей родины, участия РПЦ в становлении государственности на Руси. Несомненно, вся эта огромная текущая работа сегодня не менее нужна и востребована, чем в прошлые годы.
Не перечеркивая, а усиливая и развивая эту работу, Церковь в содружестве с другими конфессиями и нерелигиозной частью общества взяла на себя дополнительно огромную ответственность и труд - создать учебный курс по основам духовно-нравственной культуры, понятный, приемлемый и полезный для всех ребят, для всех семей, независимо от религиозных убеждений.

В ходе этой работы уже достигнут значимый результат: выработана общая методология и структура нового курса, подготовлены учебные пособия. Уважаемые слушатели! Ни одна протянутая рука не осталась висящей в воздухе. Это огромный результат.
Наше партнерство стало большим уроком для моих коллег - представителей системы образования, примером заинтересованного отношения друг к другу и взаимоподдержки при безусловном сохранении мировоззренческой позиции каждой из сторон. Достигнуто понимание на самом высоком уровне - не компромисс с неизбежными для него уступками, а взаимообогащение. Не выхолащивание собственной сути, своеобразия, специфики в попытке найти взаимоприемлемое содержание, а, напротив, поиск, в котором никто не предал себя и не потерял себя среди своих истоков, своего опыта - тех знаний и идей, которые представляют несомненную ценность для партнеров, для всех других людей. Это процесс культурного взаимообмена, который позволяет построить культурную полноту и целостность (человека и общества).
Логика нового курса - в том, что семьи могут выбрать, что будут изучать их дети в школе: основы одной из традиционных религиозных культур или базовые понятия светской этики. Это может стать мощным фактором сплочения общества. Ведь чтобы научиться по-настоящему уважать и понимать другую культуру, надо сначала понять и полюбить культуру свою.
Разделение классов на группы - очень рискованный ход. Он требует ювелирной точности, высочайшего профессионализма, в первую очередь - педагогического профессионализма. Вступая на этот путь, мы взвесили наши силы и считаем, что можем его пройти. Здесь у нас нет права оступиться. Поэтому при подготовке курса специально предложена схема, где разные учебные группы, разные направления время от времени "смыкаются", собирая ребят вместе, давая ребятам возможность самим убедиться в единстве базовых подходов к духовно-нравственному воспитанию.
Без преувеличения огромная ответственность ложится при этом на педагогов. Я хочу это особо подчеркнуть сегодня, когда в России начался Год учителя. Открывая его, обращаясь к лучшим учителям страны на Педагогической ассамблее в Петербурге, Президент Дмитрий Анатольевич Медведев вновь подчеркнул, что ключевая роль в реализации образовательных инициатив принадлежит учителям.

На днях завершились первые курсы подготовки учителей к преподаванию нового предмета. Подготовка строилась так, чтобы каждый учитель, будучи специалистом в своем направлении, хорошо представлял, что изучают ребята во всех других учебных группах. Встречаясь с учителями по завершении обучения, мы увидели, что не зря в них верили. Они приняли этот вызов и способны достойно на него ответить в своей практической работе.

Наши педагоги в полной мере понимают и принимают свой высокий долг и ответственность за то, что должны воспитать в учениках необходимые качества и дать им новые знания, важные для всей дальнейшей жизни - независимо от того, какую из учебных групп, какое из направлений выберут ребята. Согласие и готовность к такой работе - значительный шаг российской школы на пути развития не только ответственной свободы выбора, но и взаимоуважения в обществе. В этом есть и большая доля труда представителей всех конфессий.
Нельзя забывать, что новый курс, который мы сегодня создаем, как и любой школьный курс в современном мире, - только начало, а не завершение нового знания, начало пути постижения этого мира.
Миссия современной школы - и это неоднократно подчеркнуто в Президентской инициативе - научить человека учиться.
Было бы ошибкой относить это только к конкретным знаниям и навыкам, только к сфере логики и интеллекта, и тем самым понимать это технократически, утилитарно.

Ведь в не меньшей степени это касается и духовной сферы. Безусловно, важно научить и научиться понимать друг друга. Еще важнее помочь растущему человеку встать на путь постоянного самосовершенствования в этом, на пути взаимного улучшения, взаимопонимания.
Самосовершенствуясь, мы одновременно создаем новое качество нашего общества, нашей экономики.
И завершить выступление я хочу, процитировав святейшего Патриарха Кирилла: "обучение подрастающего поколения основам религиозной культуры - не путь к клерикализации общества, но дорога, ведущая к его нравственному оздоровлению, к укреплению национальной и культурной идентичности нашего народа, а в конечном счете - к стабильности государства".
Благодарю за внимание.

Задать вопрос x