Основы религиозных культур и светской этики

08.06.2010

s6300051

В рамках мероприятий по апробации в 4 и 5 классах общеобразовательных учебных заведений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" , осуществляемой в 19 субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования проводит курсы повышения квалификации тренеров-преподавателей «Основы религиозных культур и светской этики».

Программа курсов подготовки тренеров-преподавателей «Основы религиозных культур и светской этики» и учебно-методическое обеспечение курсов подготовлена преподавателями АПКиППРО.

 

С 15 по 22 января 2010 года в АПКиППРО курсовую подготовку прошли представители 7 регионов РФ (Еврейская автономная область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Новосибирская область, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Чеченская Республика), которые будут осуществлять переподготовку учителей, участвующих в апробации проекта в регионах-участниках эксперимента.

В церемонии открытия курсов приняли участие директор Департамента Минобрнауки И.М.Реморенко, ректор АПКиППРО, д.п.н., профессор Э.М.Никитин, генеральный директор издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО, д.п.н. А.М.Кондаков, обратившие внимание слушателей на то, что курс ОРКСЭ является светским курсом, который будут вести школьные учителя. На уроках по этому курсу школьники узнают о культуре основных религий и ценностях светской этики. Главной задачей введения курса в школьное образование является формирование общества, основанного на согласии и понимании, уважительном отношении представителей разных культур друг к другу.

С концепцией, целями и задачами школьного курса ОРКСЭ, с его структурой и логикой слушателей ознакомила Е.Г.Романова, зам.начальника отдела развития и нормативного регулирования особых форм и видов образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ, к.п.н.. Комплексны учебный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, каждый ребенок сможет обучаться по программе одного из этих модулей. Е.Г.Романова обратила особое внимание слушателей на то, что курс ОРКСЭ включает в себя уроки (блоки 1 и 4), посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу, являющемуся основой общественного согласия, эти уроки будут проводиться для всего класса.

Секретарь Комиссии при Правительстве РФ по работе с религиозными организациями А.Е.Себенцов в докладе «Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания» еще раз подчеркнул светский характер курса ОРКСЭ, назвал и охарактеризовал документы нормативно-правого характера, регламентирующие взаимоотношения государственных институтов, общества и религиозных организаций. Основу принципов апробации курса ОРКСЭ прежде все соблюдение конституционных принципов светского характера РФ, взаимодействие органов исполнительной власти (осуществляющие управление в области образования) разных субъектов РФ с религиозными организациями, свободное волеизъявление граждан на изучение их детьми основ культуры разных религий.

В рамках курсов авторами-разработчиками учебно-методического обеспечения школьного курса ОРКСЭ были прочитаны обзорные лекции:

  • Основы светской этики. Книга для учителя, учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – к.п.н., вед. научн. сотр. Института теории и истории педагогики РАО Т.Д.Шапошникова;
  • Основы мировых религиозных культур – зам. директора Центра исторического образования доцент, к.п.н. Е.В.Саплина;
  • Основы православной культуры – священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; ст.научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ А.В.Кураев;
  • Основы исламской культуры – ректор Московского Исламского Университета (МИУ), зам. председателя Совета муфтиев России М.Ф.Муртазин;

С 15 по 22 января 2010 года в АПКиППРО курсовую подготовку проходят представители 7 регионов РФ (Еврейская автономная область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Новосибирская область, Республика Калмыкия, Ставропольский край, Чеченская Республика), которые будут осуществлять переподготовку учителей, участвующих в апробации проекта в регионах-участниках эксперимента.

remorenko В церемонии открытия курсов приняли участие директор Департамента Минобрнауки И.М.Реморенко, ректор АПКиППРО, д.п.н., профессор Э.М.Никитин, генеральный директор издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО, д.п.н. А.М.Кондаков, обратившие внимание слушателей на то, что курс ОРКСЭ является светским курсом, который будут вести школьные учителя. На уроках по этому курсу школьники узнают о культуре основных религий и ценностях светской этики. Главной задачей введения курса в школьное образование является формирование общества, основанного на согласии и понимании, уважительном отношении представителей разных культур друг к другу.

С концепцией, целями и задачами школьного курса ОРКСЭ, с его структурой и логикой слушателей ознакомила Е.Г.Романова, зам.начальника отдела развития и нормативного регулирования особых форм и видов образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ, к.п.н.. Комплексны учебный курс ОРКСЭ состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики, каждый ребенок сможет обучаться по программе одного из этих модулей. Е.Г.Романова обратила особое внимание слушателей на то, что курс ОРКСЭ включает в себя уроки (блоки 1 и 4), посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу, являющемуся основой общественного согласия, эти уроки будут проводиться для всего класса.

Секретарь Комиссии при Правительстве РФ по работе с религиозными организациями А.Е.Себенцов в докладе «Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно-нравственного воспитания» еще раз подчеркнул светский характер курса ОРКСЭ, назвал и охарактеризовал документы нормативно-правого характера, регламентирующие взаимоотношения государственных институтов, общества и религиозных организаций. Основу принципов апробации курса ОРКСЭ прежде все соблюдение конституционных принципов светского характера РФ, взаимодействие органов исполнительной власти (осуществляющие управление в области образования) разных субъектов РФ с религиозными организациями, свободное волеизъявление граждан на изучение их детьми основ культуры разных религий.

В рамках курсов авторами-разработчиками учебно-методического обеспечения школьного курса ОРКСЭ были прочитаны обзорные лекции:

  • Основы светской этики. Книга для учителя, учебные пособия для школьников по курсу ОРКСЭ – к.п.н., вед. научн. сотр. Института теории и истории педагогики РАО Т.Д.Шапошникова;
  • Основы мировых религиозных культур – зам. директора Центра исторического образования доцент, к.п.н. Е.В.Саплина;
  • Основы православной культуры – священнослужитель Русской Православной Церкви, протодиакон; профессор Московской духовной академии; ст.научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ А.В.Кураев;
  • Основы исламской культуры – ректор Московского Исламского Университета (МИУ), зам. председателя Совета муфтиев России М.Ф.Муртазин;
  • Основы иудейской культуры – декан филологического факультета Государственной классической академии имени Маймонида, к.ист.н. М.А.Членов;
  • Основы буддийской культуры – доцент кафедры всеобщей истории факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов, к.п.н. Б.У.Китинов.

s6300051 Авторы учебно-методических материалов ознакомили слушателей с принципами отбора и структуризации содержания учебных курсов, ориентированных на учеников начальной школы, подчеркнули необходимость и значимость совместных уроков, обратили внимание на то, что заключительные уроки курса в начале первой четверти пятого класса проводятся накануне государственного праздника «День согласия и примирения».

Одной из составляющих курсов подготовки тренеров-преподавателей являются установочные лекции психолого-педагогической тематики:

- «Ценность как психолого-педагогическая категория. Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников»; «Ценностный аспект современного образования. Психолого-педагогическая технология развития ценностных ориентаций у детей и подростков» – к.психол.н., профессор МГППУ, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» М.Р.Битяева;

- Организация проектной деятельности в процессе подготовки учителя для преподавания курса ОРКСЭ – директор Института педагогики и психологии образования МГПУ, д.п.н., профессор А.И.Савенков;

- Структура комплекта по курсу ОРКСЭ, методический аппарат - зам.начальника отдела развития и нормативного регулирования особых форм и видов образования Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ, к.п.н. Е.Г.Романова;

- Презентация-обзор мультимедийного обеспечения курса ОРКСЭ – руководитель отдела педпроектирования, руководитель проектов ЗАО «Образование-Медиа» Ю.В.Каракурчи.

Кроме того, в курсовую подготовку тренеров-преподавателей включены занятия, разрабатываемые и проводимые преподавателями Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки:

  • Освоение инновационных методик в области учебного проектирования в курсе ОРКСЭ - Новикова Т.Г.,Прутченков А.С.,Высоцкий В.Б.
  • Методика использования диалоговых методик и элементов диалоговых технологий в курсе ОРКСЭ- Мишина Е.А.Ийффе А.Н.Болотина Т.В.Тюляева Т.И.;
  • Использование кейс-технологий в процессе изучения курса ОРКСЭ Шимутина Е.Н.,Новиков А.Е.;
  • Использование диалоговых технологий: организация дискуссий, диспутов Мишина Е.А..
  • Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности в курсе ОРКСЭ Йоффе А.Н.;
  • Развитие толерантности средствами дискуссии в процессе повышения квалификации учителей на примере одного из модулей курса ОРКСЭ-Мостяева Л.В.;
  • Методика проведения практических занятий с учителями по работе с текстами различного содержания-Петрова Е.Н.;
  • Коммуникации и работа с информацией в процессе изучения курса ОРКСЭ- Яковлева С.Г.Дядюнова И.А.;
  • Методика проведения практических занятий с учителями по работе с иллюстративным материалом Чиндилова О.В.

Занятия на курсах проводятся в активных и интерактивных формах, результатом работы слушателей на занятиях является разработка проекта по тематике комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики".

Слушатели курсов подготовки тренеров-преподавателей, проводимых АПКиППРО, выражают положительное отношение к учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики" для начальной школы, полагая, что введение этого курса в школьное образование поможет погасить «вспышки национальной нетерпимости», «научить ребенка понимать … других людей и другие народы» и осознавать ответственность за свои поступки..

Завершится обучение – защитой проектов

Задать вопрос x