Рекомендации для эксперта, выезжающего в субъект РФ для проведения анализа

08.06.2010

Рекомендации для эксперта,  выезжающего  в субъект РФ для  проведения  анализа состояния дел по повышению квалификации  учителей по курсу ОРКиСЭ

 

I . Общие положения

1. Данные рекомендации, определяют порядок проведения экспертизы  процесса и результатов повышения квалификации  учителей по курсу ОРКиСЭ,  в субъектах РФ, принимающих участие в апробации курса в 2010 году.
2. Под проведением данной экспертизы  понимается проведение экспертами выборочных  проверок, наблюдений, обследований, интервьюирования, диагностики,  сбора и  изучения материалов касающихся результатов проведения курсов повышения квалификации учителей по курсу ОРКиСЭ. Основным объектом экспертизы является деятельность тренеров-преподавателей и учреждений, обеспечивающих условия для проведения повышения квалификации учителей по курсу ОРКиСЭ, а предметом – соответствие  полученных результатов  педагогической деятельности законодательству Российской Федерации и иным нормативно-правовым актам, включая приказы, распоряжения, протоколы МКС и иным документам, регламентирующим условия и содержание апробации курса Основы религиозных культур и светской этики в 19 субъектах Российской Федерации. Проведение экспертизы  сопровождается консультированием педагогических работников  по вопросам, включенным в  содержание проведения экспертизы.


3. Экспертирование  процесса и результатов повышения квалификации  учителей по курсу ОРКиСЭ в субъектах РФ, принимающих участие в апробации курса,  в 2010 году проводится в целях:
  • реализации принципов государственной политики в области образования;
  • исполнения нормативных правовых актов, регламентирующих процесс апробации и содержания комплексного учебного курса ОРКиСЭ
  • совершенствования    механизма    управления    качеством  дополнительного профессионального педагогического    образования
  • повышения эффективности результатов образовательного процесса;
  • проведения      анализа     и      прогнозирования      тенденций      апробации курса ОРКиСЭ в 19 субъектах Российской Федерации, участвующих в федеральном эксперименте;

  П. Основными задачами экспертирования  являются :

  • анализ   и   экспертная   оценка  процесса и результатов повышения квалификации  учителей по курсу ОРКиСЭ в субъектах РФ;
  • консультирование   сотрудников органов управления образованием, региональных кураторов, тренеров-преподавателей и    работников системы дополнительного профессионального педагогического образования по     вопросам     структуры и содержания учебного комплексного курса ОРКиСЭ, условиям проведения апробации данного курса в 2010 г., оформления  необходимого пакета  документов по реализации данного проекта;
  • изучение     результатов     педагогической     деятельности в процессе повышения квалификации учителей по курсу ОРКиСЭ ,    
  • выявление отрицательных   и   положительных   тенденций   организации   образовательного процесса в системе дополнительного профессионального педагогического образования и разработка на этой основе предложений по устранению негативных тенденций и распространение педагогического опыта;

Организационные виды, формы и методы и система критериев  экспертирования.

Основной формой экспертирования  является оценка эффективности полученных результатов.
Существуют два  основных метода экспертизы

Описательный метод -  его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов данного   проекта на введение  в школу нового курса ОРКиСЭ. Описательный метод позволяет обобщить получаемые результаты, прогнозировать и учитывать побочные процессы.  

Сравнительный метод позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели дппного проекта, учитывая ситуацию информированности и  подготовленности педагогических кадров, родительской общественности и педагогического сообщества до и после  проведения повышения квалификации по комплексному учебному курсу ОРКиСЭ. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.

Общие критерии – позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) данного  проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.

Состав критериев:
актуальность реализуемого  проекта:
необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;
новизна (оригинальность) проектной идеи:
принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации;
масштабность проекта:
локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный;
системность проекта:
фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);
эффективность проекта:
улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;
транслируемость проектной идеи:
экстраординарность условий реализации идеи или возможность ее тиражирования.
Основой общей критериальной оценкой является соответствие предполагаемых действий концептуальным целям и программным установкам проекта .

2. Специальные критерии – позволяют оценить реализацию  содержательной части  данного проекта с точки зрения его полноты, соответствия нормативным и понятийным требованиям комплексного учебного курса ОРКиСЭ.

Состав критериев:
полнота структуры проекта:
анализ региональной образовательной ситуации, развернутая, применительно к местным условиям  концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная структура  предложенной регионом образовательной системы или ее фрагмента, план реализации данного проекта с ресурсным обеспечением, наличие сметы реализации;
степень проработанности структурных элементов проекта (элементы проекта – организационные условия, методическое сопровождение, оценка качества обучения)
полнота, углубленность, конкретность и т.д.;
согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации – описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).
Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования , где будет реализовываться введение курса ОРКиСЭ

3. Конкретные практические критерии – позволяют оценивать степень обоснованности выполненных действий Исполнителя с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности.
Состав критериев:
реалистичность   реализуемого проекта:
соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;
реалистичность   реализуемого проекта
соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации
наличие, вовлеченность и согласованность действий субъектов образовательной ситуации (характер организационно-деятельностного ресурса);
инструментальность (управляемость) проекта:
уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов; наличие научно-методического  обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов. 

Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, профессионально-деятельностных коалиций субъектов из разных управленческих и педагогических практик и их соответствия реальной образовательной ситуации, на которую ориентирован данный проект.  

Памятка для эксперта
1. Эксперт   посещает  учебные занятия в период проведения повышении квалификации учителей по курсу ОРКиСЭ.
2. Проводит интервью с учителями , обучающимися  по программе « Актуальные вопросы реализации учебного комлпексного курса ОРКиСЭ», с тренерами-преподавателями  проводящими обучение, сотрудниками  организации, отвечающей за  реализацию проекта в данном регионе .
3. Готовит  по завершению экспертизы следующие документы:
-аналитическую справку по результатам посещений курсов повышения квалификации учителей  в  субъекте Российской Федерации (рабочие материалы, интервью и анкеты)
-экспертное заключение, заполненное по прилагаемой ниже форме.
4. Сдает подготовленные экспертные документы в электронном варианте и на бумажных носителях в  течение 10 дней после завершения командировки.
5. Сдает финансовый отчет в бухгалтерию АПК и ППРО в течение 3-х дней   после завершения командировки.

Для сбора информации в процессе проведения экспертизы используются:

  • ознакомление с организацией  приема и размещения учителей   на период обучения в региональных учреждениях;
  • осмотр помещений для проведения практических и лекционных  занятий  на соответствие условиям  контракта (оборудование учебной компьютерной техникой);
  • анализ  списка тренеров - преподавателей по образовательной программе;
  • анализ  готовности  тренеров-преподавателей к проведению занятий, с использованием интерактивных и практико-ориентированных технологий обучения;
  • выявление затруднений у тренеров – преподавателей и обучаемых при реализации повышения квалификации по  теме « Актуальные вопросы реализации учебного комлексного курса ОРКиСЭ»
  • проверка  наличия  раздаточного материала для обучения учителей в каждом региональном центре;
  • проверка  наличия разработанного  внутреннего  диагностического инструментария для проведения контроля обученности слушателей;
  • проверка  оформления    учебной документации по курсам  на  соответствие  государственным  требованиям.

Экспертный лист

 

Субъект Российской Федерации

 

Учреждение ( на базе которого проводилось ПК)

 

Сроки проведения экспертизы

 

Критерии оценки

Максимальный итоговый балл

  1.  

Общая характеристика обучения (образовательного процесса)

125

  1.  

Методы обучения учителей  школ

215

  1.  

Учебно-методическое обеспечение процесса обучения

215

  1.  

Формы и методы контроля

115

  1.  

Бонусные баллы

100

Всего

770

 

Общая характеристика

               

Наименование показателя

Max значение

Балл
эксперта

1.1.

Определение целевых групп обучающихся

5

 

1.2

Введение (обзор, точки и методы контроля)

5

 

1.3

Разделы курса, включающие

90
( до 10 баллов по каждому показателю)

 

1 .3.1.

Теоретическая часть

 

 

1.3.2.

Тесты для самопроверки

 

 

1.3.3.

Практические задания

 

 

1.3.4.

Контрольные вопросы (программа тестирования и протоколирования результатов)

 

 

1.3.5.

Рекомендованная литература и сетевые ссылки

 

 

1.3.6

Итоговые тесты

 

 

1.3.7

Задания для индивидуальной и курсовой работы

 

 

1.3.8

Глоссарий

 

 

1.3.9

Сводный список литературы

 

 

1.4.

Актуальность предложенного содержания обучения и его соответствие с заявленными  результатами

25

 

 

Итого

125

155

Оценивается общая характеристика реализации предложенной программы обучения выраженная как в формальных показателях полноты реализации программы, так и в  оценочных суждениях полученных в результате собеседования и интервью с тренерами , осуществляющими подготовку слушателей, так и с учителями школ , обучающимися по программе ПК по курсу ОРКиСЭ

Комментарии эксперта: _____________________________________________________________________

2. Методы обучения

             

Наименование показателя

Max значение

Балл эксперта

2.1

Сбалансированность форм обучения

 

 

2.1.1

Аудиторные занятия

10

 

2.1.2.

Самостоятельные занятия

10

 

2.1.3

Активные формы обучения, включая анализ конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, тренинги и т.д.

40

 

2.1.4

Традиционные формы обучения (лекции,семинары и т.д.)

10

 

2.2

Наличие инновационного обучающего кейса для слушателей
А)Справочно-информационные материалы.
Банка проектно-творческих, проблемных и практических задач как запросов управленческой практики слушателей.
B) Методики самоорганизации действий слушателей на основе рефлексивных схем инновационной деятельности.
C)Инновационных модельных разработок, подлежащих диссеминации.

45

 

2.2.1

Разработанные коллективом преподавателей

15

 

2.2.2

Взятые из российских методических материалов

15

 

2.2.3

Взятые из зарубежной методической литературы

15

 

 

 

 

 

2.3.

Наличие методов, технологий и оргформ, способствующих выполнению миссии и реализации инновационного содержания программы:
A) Имитации звеньев и блоков инновационных процессов, создания аналогов типовых ситуаций в осуществлении инновационной деятельности.
B) Инновационных профессиональных «проб» и «практик».
C) Интерактивного обучения (на базе дискуссий, ИКТ, обучающих игр, тренингов и др.).

Max 75

 

25

 

25

25

 

2.4

Соответствие методов, технологий и оргформ обучения концепции и построению комплексного учебного курса ОРКиСЭ

25

 

 

ИТОГО

215

 

Оценивается целесообразность  предлагаемых методов обучения  для решения поставленных задач

Комментарии эксперта:_______________________________________________

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

                      

Наименование показателя

Max значение

Балл
эксперта

 

 

 

3.1

Состав типового комплекта учебно-методических материалов программе ПК ОРКиСЭ

50

 

 

3.1.1

Раздаточные материалы

5

 

 

3.1.2

Слайды

5

 

 

3.1.3

Тестовые задания( тестовые задания в рамках отдельного модуля?)

5

 

 

3.1.4

Подготовленные преподавателем реальные ситуации(case studу)

10

 

 

3.1.5

Компьютерные обучающие программы

10

 

 

3.1.6

Методические рекомендации по самостоятельной работе

5

 

 

3.1.7

Методические рекомендации по формам итогового контроля

5

 

 

3.1.9

Методические пособия, подготовленные преподавателем

10

 

 

3.1.8.

Качество представленного материала

50

 

 

4.2

Обеспечение инновационного обучающего кейса для слушателей в форме:
a) Печатного раздаточного материала, свободно компонующегося по «блокам», в зависимости от объема, темпа и предметной «линии» освоения программы слушателями.
b) Медиа-презентаций по ключевым темам.
c). Компьютерных обучающих программ.
d) Печатного раздаточного материала как учебного пособия, содержащего полный объем кейса с рекомендациями по его использованию.

100

 

 

 

 

Итого

200

 

 

Оценивается разнообразие предлагаемого учебно-методического обеспечения для эффективности реализации содержания программы .

 

Наименование показателя

Max значение

Балл
эксперта

4.1

Формы текущего и итогового контроля используются в программе

10

 

4.1.1

Устные формы текущего контроля

5

 

4.1.2

Письменные формы текущего контроля

5

 

4.2

Формы текущего контроля для оценки приобретенных слушателями практических навыков и умений

45

 

4.3

Итоговый  контроль

10

 

4.4.

Использование персональных методических портфолио слушателей как зачетных работ

50

 

 

Итого

115

 

Оценивается предлагаемых  форм контроля для обеспечения эффективности реализации содержания программы .

____ Бонусные баллы:

 

     

Наименование показателя

Тип

Max значение

4.1

Проведение промежуточной оценки реализации программы для корректировки учебного процесса

через тесты, эссе, кейсы, консультации, работу в диалоговом режиме, ежедневные анкеты

25

4.2

Обеспечение эффективности организации учебного процесса

 

25

4.3

Наличие механизма обратной связи с учителями  школ в процессе обучения для эффективного учета и анализа их мнений, пожеланий и рекомендаций

через тесты, эссе, кейсы, консультации, работу в диалоговом режиме

25

4.4

Минимальное присутствие кодифицированных знаний

 

25

 

Итого

 

100

Задать вопрос x