Материалы регионального семинара-совещания в Северо-Западном федеральном округе

29.07.2010

Во исполнение плана мероприятий по апробации в 2009–2011 г. комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 1 июля 2010 г. в Санкт-Петербурге проведен окружной семинар-совещание, посвященный первым итогам апробации курса ОРКСЭ в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации.

Резолюция окружного семинара-совещания

Промежуточные результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики»: первые показатели для Северо-Западного федерального округа. Итоги и перспективы

В работе семинара-совещания приняло участие 80 человек. Представители:

- Федерального государственного образовательного учреждения «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГОУ АПК и ППРО);

- органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования субъектов Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе;

- государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования: институты повышения квалификации и развития образования Северо-Западного федерального округа;

- научных, религиозных, общественных организаций;

- руководители ОУ, методисты, учителя, родительская общественность.

На семинаре-совещании обсуждались следующие вопросы:

1. О координации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования: нормативно-правовое обеспечение курса ОРКСЭ; информационное обеспечение процесса апробации курса ОРКСЭ; обеспечение условий для организации выбора модуля курса; организация взаимодействия с научными, религиозными и общественными организациями в рамках рабочих органов по апробации курса.

2. Анализ промежуточных результатов работы систем повышения квалификации Вологодской и Калининградской областей, сопровождающих процесс апробации курса ОРКСЭ: качество подготовки педагогических кадров по курсу ОРКСЭ; оказание консультационно-методической помощи по апробации курса ОРКСЭ преподавателям.

3. Перспективы построения комплексной системы сопровождения процесса внедрения учебного курса в общеобразовательные учреждения системы образования Северо-Западного федерального округа.

Подтверждая важное социальное значение курса «Основы религиозных культур и светской этики», участники семинара-совещания полностью разделяют позицию, что данный учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10–11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Анализ промежуточных результатов апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Вологодской и Калининградской  областях позволил выявить вопросы, требующие особого внимания:

- нормативное обеспечение внедрения курса в образовательный процесс учреждения требует системного характера;

- методическое сопровождение учителей должно носить комплексный, непрерывный характер;

- основные трудности реализации курса связаны с реализацией ценностного, воспитательного потенциала курса; часть педагогов по-прежнему акцентирует внимание на его предметной, знаниевой стороне;

- одна из основных идей курса, предполагающая взаимодействие с родителями, недостаточно реализована и обеспечена методически и информационно;

- требует доработки единая система показателей оценки эффективности апробации курса.

Рассмотрев и одобрив первые результаты апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в Северо-Западном федеральном округе РФ, участники семинара считают, что для эффективного распространения данного курса в системе образования необходимо сосредоточить дальнейшую работу в каждом регионе Северо-Западного федерального округа на базе учреждений повышения квалификации педагогов и возложить координирующую роль на «Ассоциацию учреждений повышения квалификации Северо-Западного федерального округа» для социально-методического сопровождения процесса внедрения данного курса в образовательные учреждения. Ключевыми направлениями сопровождения могут стать следующие положения:

1. В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения считать целью курса «Основы религиозных культур и светской этики» формирование у младших подростков мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

2. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащихся, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

3. Обеспечение готовности образовательного учреждения к реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в процессе разработки локальной нормативной базы учреждения.

4. При разработке Положения о мониторинге успешности реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» особое внимание обратить на показатели социальных эффектов реализации курса, его методического обеспечения, профессиональной и личностной готовности педагогических кадров к работе по преподаванию модулей курса.

5. Система мероприятий по обеспечению апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» на муниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном уровнях предусмотреть не только регламентирующие, диагностические и обучающие процедуры, но и специальную деятельность по обеспечению конституционного права свободного выбора учащимися и их родителями (законными представителями) того или иного модуля курса и сохранению начал добровольности участия педагога в реализации курса.

6. Обеспечение процесса разработки методического сопровождения реализации курса на основе обобщения опыта работы педагогов и распространения образовательных продуктов в системе повышения квалификации (рабочая тетрадь, издание хрестоматии по всему курсу).

7. Обеспечение реализации вариативной программы подготовки педагогов к реализации данного курса с элементами стажировки на базе учреждений, успешно реализующих учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

8. Обеспечение реализации воспитательного потенциала курса «Основы религиозных культур и светской этики» в семье на основе вовлечения родительской общественности в процедуры общественной экспертизы результатов курса. Скачать материалы

Задать вопрос x